Теоретические концепции А.В. Мезьер

Своеобразной формой обобщения накопленного эмпирического материала стало второе издание «Словарного указателя по книговедению» Августы Владимировны Мезьер (1869-1955).

Указатель содержит не только бесценный систематизированный библиографический материал за 1900- 1930 гг., но также терминологический и теоретический.

При составлении словника, при выборе основного понятия из ряда синонимично употребляемых в специальной литературе А.В. Мезьер опирается на существующие терминологические и теоретические точки зрения и обосновывает свою. Наиболее сложными для определения оказались базисные книговедческие понятия: «книга», «книговедение», «библиология», «библиография». Предисловие к первой части Указателя выявляет позиции составителя. А.В. Мезьер оставляет в качестве ключевого слова «книговедение» со ссылкой на все слова, обозначающие входящие в его состав частные книговедческие дисциплины (Ч. I, с. VI), и приводит литературу «по различным теоретическим вопросам книговедения, а не одни только обобщения и выводы философского и методологического характера» (Ч. I, с. IV). Под словами, обозначающими названия отдельных книговедческих дисциплин, А.В. Мезьер выделяет теоретические, исторические и методические разделы: «Библиография - теория» и «Библиография - история», «Библиотековедение - теория, методология», и «Библиотековедение - техника, практика и организация», «Книжная торговля в России и СССР- история» и «Книготорговое дело - теория, техника, организация и практика», «Издательское дело. Материалы к его истории; его теория, организация и практика»; «Книжная статистика - теория, организация, практика».

А.В. Мезьер предлагает свой проект структуры науки, выделяя в ней общее книговедение и систему частных книговедческих дисциплин, в каждой из которых фиксированы уровни истории, теории, методики и организации.

В Указателе нашли отражение также и появившиеся в XX в. новые книговедческие дисциплины: библиопсихология, библиосоциология, библиополия (с отсылкой к «Книжной торговле»), библиологическая педагогика (с отсылкой к «Методике чтения»), библиопегистика, библиометрия, библиономия. Отношение к ним А.В. Мезьер выразила в разъяснении к разделу «Классификация книговедения»: «Важная для разработки книговедения задача дать методологически обоснованную схему основных проблем книговедческой науки подменялась обычно в буржуазном книговедении чисто спекулятивными построениями „состава книговедения“ в виде механистических классификации из всяких надуманных „книговедческих дисциплин“; ниже указываемая литература в большинстве отражает такой именно подход» (Ч. 2, стр. 233-239).

Из многочисленных подобных текстовых ремарок проступает мировоззренческая и теоретическая позиция А.В. Мезьер, что заставляет нас говорить о ней не только как о библиографе, но и как о теоретике книговедения. Эти ремарки свидетельствуют о марксистско-ленинском, классовом подходе А.В. Мезьер к книговедческим явлениям. Так, группируя источники под словом «книговедение», она выделяет «первые попытки обоснования марксистской теории книговедения», отражая здесь новейшие работы 1928-1931 гг. и «другие работы по вопросам книговедческой теории». Критерии такой группировки достаточно явственно вытекают из трактовки книговедения, которую дает А.В. Мезьер перед списком литературы: «Книговедение - наука о книге как социальном явлении, общая социология книги; являясь как и всякая общественная дисциплина лишь одной из конкретных форм выражения общих законов социальной диалектики, книговедение может изучать книжные явления и их эволюцию лишь в той мере, в какой оно в своих построениях опирается на общую научную теорию социального развития, т.е. на исторический материализм; в домарксовый - идеалистический период своего развития оно и не могло поэтому сложиться в научную теорию; как наука, изучающая более общие законы развития книжных явлений, книговедение является методологически ведущей дисциплиной для других книговедческих дисциплин, конструируя, однако, свою теорию в тесной диалектической взаимосвязи с их частными теориями, также опирающимися на философско-социологическую базу марксизма» (Ч. 2, стр. 303).

В этом определении, отличном от всех предшествующих и многих последующих, необходимо отметить несколько принципиально важных в теоретическом отношении моментов, продуктивных с сегодняшней точки зрения: квалификацию книги как социального явления, а книговедения как общественной науки; детерминированность науки о книге диалектико-материалистическим учением; утверждение статуса общей теории книговедения как методологической, теоретической базы частных книговедческих дисциплин и осознание диалектической связи последних с общим книговедением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: