Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога.
Макс Планк
На протяжении очерка читатель имел возможность неоднократно убедиться в чрезвычайной запутанности и противоречивости путей науки. Титанические усилия были потрачены человечеством впустую на развитие дарвинизма. Сонмы биологов, геологов, палеонтологов, археологов и других ученых строили догадки о том, чего, как в конце концов стало понятно и самим ученым, никогда не было и быть не могло. Впрочем, в науке отрицательный результат — тоже результат. Тщетность этих научных изысканий в полной мере выявила несостоятельность эволюционных идей в вопросе о происхождении жизни.
Сегодня много говорят о необходимости синтеза науки и богословия. Чем же богословие может помочь науке? Как мы убедились, знание Священного Писания способно в значительной степени направить поиски ученых. Вспомним о золотых россыпях. Синтез геологии и богословия привел к пониманию того, что их следует искать в архейских и кайнозойских отложениях. Сколько сил и ресурсов ушло на бесполезные поиски россыпей этого металла в потопной толще!
|
|
Попытаемся понять, каких блужданий можно было избежать исследователям в вопросе об истории жизни на Земле. Когда у Дарвина и его последователей возникли соображения о происхождении видов, им, безусловно, следовало сверить их с рассуждениями авторитетов в толковании Писания. Обратиться к св. Афанасию Великому, который задолго до Дарвина писал: «из тварей ни одна другой не предшествовала, но все созданное произведено вдруг и в совокупности одним и тем же повелением», вспомнить слова св. Василия Великого, утверждавшего уже несколько столетий назад, что в сотворенной природе лев делается преемником льву, орел — орлу, каж* дое существо сохраняется в последующих поколениях и «никакое время не повреждает и не истребляет свойств животных». Св. Иоанн Кронштадтский выразил эту мысль более кратко: «Всякая рыба и птица и всякий гад... такими и остаются ныне с теми же свойствами, какие получили они от Творца в начале» (прилож., с. 122). 108
В Писании невозможность эволюции обоснована предельно ясно. Святые отцы всех веков согласно утверждают, что самых необходимых для эволюционного развития слагаемых — смерти и тления — не было вплоть до грехопадения Адама. Св. Григорий Синаит об этом пишет так: «Тварь не создана первоначально тленною, но после грехопадения подпала тлению». Не менее определенно говорят об этом св. Макарий Великий и св. Симеон Новый Богослов (прилож., с. 122). Смены существ не было — значит, жизнь не могла произойти эволюционным путем, — так надлежало мыслить ученым в
|
|
поисках истины.
Писание свидетельствует, что первого человека Творец буквально слепил из земли и чудесным образом вдунул дыхание жизни. Св. Григорий Нисский указывает, что Адам явился в бытие «без порождения», а св. Иоанн Златоуст подчеркивает, что первый человек «создан из земли», а не из «чего-нибудь другого». Науке была предоставлена интереснейшая возможность разобраться в этих понятиях, ни в коем случае не пренебрегая драгоценными сведениями, которые хранит Писание.
Ученым следовало забеспокоиться хотя бы в начале прошлого века, когда св. Иоанн Кронштадтский предупреждал геологов о больших ошибках в понимании последовательности земных слоев как этапов эволюции, «наперекор священному бытописанию» и утверждал, что мир сотворен «несколько тысяч лет назад».
А как же миллиарды лет? Летопись окаменелостей убедила сегодня даже эволюционистов в том, что люди появились на Земле «вдруг» и никак не более 100-200 тысяч лет назад. Книга Бытия определяет этот срок точнее — человек создан около 7500 лет назад в шестой день Сотворения мира. Может, это были не обычные дни, а длительные временные периоды?
Обратимся за помощью к св. Ефрему Сирину. Он указывает, что день и ночь дней Творения, начиная с самого первого; «продолжались по двенадцати часов» То же самое говорят святые Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст и Василий Великий. Каждая сотворенная группа появлялась «тотчас», «во мгновение ока» в определенной Творцом последовательности, на протяжении шести суток. По свидетельству Святых отцов, времени на эволюцию не было!
Даже столь краткий анализ эволюционных идей ясно говорит о необходимости создания нового фундамента для научных исследований, как теперь говорят — новой парадигмы. Будет ли это союз с богословием или очередная материалистическая доктрина?