1. Происхождение государства и формы правления. Согласно Платону, государство возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда, при котором удовлетворить различные потребности человека легче, чем если бы каждый выращивал хлеб, изготовлял одежду, обувь и т. д., так как лучше работает тот, кто владеет каким-либо одним искусством и не отвлекается на другие работы. Поэтому в государстве должны быть и земледельцы, и строители, и ремесленники, которые снабжали бы земледельцев и строителей орудиями труда, и купцы, и торговцы и, наконец, воины, чтобы защищать государство от внутренних и внешних врагов.
Исторических форм правления, имитирующих идеальные, Платон выделяет три: 1) Если один управляет и имитирует идеального политика, - это монархия. 2) Если роль идеального политика играет группа богатых и родовитых людей, - это аристократия. 3) Если идеального политика имитирует весь народ, - демократия. Когда эти формы правления разлагаются, тогда рождаются: 1) тирания, 2) олигархия, 3) демагогия. Если государства здоровы и хорошо управляются, предпочтительна первая форма правления, но когда они коррумпируются, лучше третья: как утешение гарантирована свобода.
Платон с осуждением относится к существующим формам государства. Он отмечает, что в этих государствах существует имущественное неравенство, делающее из одного государства «два враждебных друг другу государства: одно - бедняков, другое - богачей», и тем самым ослабляющее его. Его критика государства направлена прежде всего против демократии, которую Платон как идеолог античной аристократии ненавидит. Демократия строится на принципе приоритета большинства над меньшинством, а Платон это большинство изображает резко отрицательно, говоря о «безумии большинства» Он с презрением высказывается о гражданах демократического государства, которые «густой толпой заседают в народных собраниях, либо в судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец, на каких-нибудь общих сходках и с превеликим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи-либо выступления или действия, переходя меру и в том, и в другом». Он дает сатирический образ демократа - «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел себе новый плащ» и «собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью». В демократическом государстве благом почитается свобода, там «только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе». Эта «жажда свободы», «свободы в неразбавленном виде» приводит к тому, что там тех, кто послушен властям, смешивают с грязью как добровольных рабов, отец боится своих детей, учитель - школьников, старшие - младших, мужчины - женщин, люди - животных. В таком государстве «лошади и ослы привыкли...выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги». Типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден, однако наглость там называется просвещенностью, разнузданность- свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством. Демократическое государство легко вырождается в тираническое, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. Платон осуждает не только демократию, он ненавидит также тиранию, отрицательно относится и к олигархии - власти богатых, и к тимократии - власти военных. Этим четырем извращенным видам государственного устройства Платон противопоставляет свой образец совершенного государства, который он называет также «прекрасным городом» (в историко-философской традиции такое государство Платона принято называть «идеальным государством Платона»).
2. Идеальное общество. По Платону, все существующие виды государственного устройства извращены потому, что они основываются на социальном неравенстве, а социальное неравенство не соответствует истинному неравенству людей, ибо люди различаются по степени развития их душ. Подобно тому как в душе существуют три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Чувственной вожделеющей части души соответствует сословие земледельцев и ремесленников. Если в них преобладает добродетель умеренности, любовь к порядку, дисциплина желаний и наслаждений, а также способность подчиняться высшим классам, это достойнейшие люди. Волевой части души, добродетель которой в мужестве, соответствует сословие воинов (стражей); их долг - бдительность, как относительно внутренней опасности, так и внешней. Им следует избегать как чрезмерной роскоши, что приводит к праздности, лени, изнеженности и нескончаемым требованиям новизны, так и чрезмерной нищеты, которая рождает пороки противоположного характера. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов. Правители это те, кто умеет любить свое государство более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, а всего важнее, они умеют познавать и созерцать Благ и их можно назвать по достоинству «мудрецами».
Итак, совершенное государство - это такое государство, где в первом социальном классе преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части и справедливо, поскольку в таком государстве все служат ему как некоей целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела, а «заниматься своим делом и не вмешиваться в другие - это и есть справедливость. Справедливость же - это ничто иное как гармония, которая воцаряется меж этими тремя добродетелями. Реализует эту гармонию совершенного социального целого каждый гражданин и любой из классов, понимая собственное место и исполняя свое дело наилучшим образом по природе и по закону, в силу которых они избраны и призваны к этому делу.
3. Воспитание. Сословия Платона отличаются от индийских каст. В совершенном государстве должно быть совершенное образование и воспитание, которое позволит каждому человеку выявить способности своей души и приобщиться не к тому сословию, в котором рожден, а к которому причастен вследствие степени развития своей души.
Большую роль в воспитании Платон отводит самому государству. Законодатель не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепенным и шло как попало. Ведь дети больше принадлежат государству, чем своим родителям Государство заинтересовано в воспитании своих сограждан. Государство растит людей, прекрасное - хороших, противоположное - дурных. Воспитание начинается с детства. Родители не должны давать детям воли в детстве до тех пор, пока не приучат их к некоему порядку. Родители, развивая в себе лучшее начало, должны поставить его стражем и правителем над таким же началом у детей. Пока человек растет, основатели государства, пишет Платон, должны наблюдать за ним и проверять его в трудностях, опасностях и радостях. Надо упражнять его также во многих науках, но не насильственно, «насильственное внедрение в душу знания непрочно», а играючи.
Платон более подробно описывает воспитание стражей. Духовное воспитание стражей включает в себя знакомство с различными науками. Большое значение в их воспитании он придает и искусствам. Особенное предпочтение Платон отдает музыке, он считает, что действие звуков воспитывает и ведет душу к добродетели. По мнению Платона, хорошо воспитанный человек должен уметь прекрасно петь и плясать. Напевы и телодвижения должны быть ритмичными и гармоничными, чтобы души детей стали более чуткими, соразмерными, гармоничными. Прекрасные напевы и телодвижения будут присущи мужественным людям, а безобразные - трусливым.
Искусство служит либо добру и истине, либо злу и лжи. Чтобы спастись от лжи, оно должно проверять себя философией. Поэт не может пренебрегать философскими правилами. Поэт, замечает Платон, не должен творить ничто вопреки обычаям государства, вопреки справедливости, красоте и благу. Платон даже вводит цензуру. Это - судьи и стражи законов, которым, по его мнению, поэты должны показывать свои творения прежде чем показать их частным лицам. Уродство, неритмичность, дисгармония - близкие родственники злоречия и злонравия. Поэтому за поэтами надо смотреть так же, как и за другими мастерами, связанными в своей работе с постройками или художеством, воплощениями в образах живых существ, чтобы не было в их творениях безнравственного, разнузданного, низкого и безобразного. Надо обязывать мастеров либо воплощать в своих творениях нравственные образы, либо уж совсем отказаться от творчества.
Платон обращает особое внимание на недопустимость среди подростков распространенного вкуса к рассуждениям. Часто подростки, увлекаясь противоречиями, злоупотребляют рассуждениями ради забавы, шутки, удовольствий. Это, говорит Платон, может опорочить весь предмет философии. Допускать к рассуждениям следует лишь упорядоченные и стойкие натуры, желающие в беседе дойти до истины, дабы не растить низких риторов и софистов. Согласно Платону, риторика выродилась в искусство современных афинских политиков и их учителей, она есть ныне всего лишь угодничество, лесть, подхалимаж, фальсификация истины. Претендуя убеждать всех во всем, не имея ни малейшего представления об истинном, подобно искусству, создающему безобразное, риторика занята произведением суетных уверений и иллюзорных верований. Ритор - это тот, кто, будучи несведущим, имеет обыкновение показывать себя публично более убежденным, чем действительно сведущий, играя на чувствах и страстях толпы. Как поэзия нуждается в философии, так риторика должна быть заменена «истинной политикой», совпадающей с философией. Риторика должна служить истине, путь к которой лежит через познание вечного.
4. Воспитание философов. Философы избирают из числа стражей. Философами рождаются по природе, но лишь в правильно организованном государстве эта редкая природная одаренность приносит плоды. В противном случае из прирожденных философов выходят тираны и злодеи, ведь такой несостоявшийся философ станет считать себя способным распоряжаться делами эллинов и варваров, он проявит необычные притязания, высоко занесется, преисполнится высокомерия и пустой самонадеянности, «самые одаренные души при плохом воспитании становятся особенно плохими», посредственность никогда не бывает причиной ни великих благ, ни больших зол. Место несостоявшихся философов занимают недостойные люди, дискредитирующие философию. «Ведь иные людишки чуть увидят, что область эта опустела, а между тем полна громких имен и показной пышности, тотчас же, словно те, кто из темницы убегает в святилище, с радостью делают скачок прочь от ремесла к философии - особенно те, кто половчее в своем ничтожном дельце». Так получаются софисты, которые потакают мнению толпы.
Когда юношам исполнится 20 лет, необходимо произвести отбор тех, из которых будут готовится правители-философы. Такие юноши должны быть окружены почетом. Они прослушивают общий обзор наук, ранее преподававшихся разрозненно, чтобы показать их сродство между собой и с природой бытия. Им также «надо показать, что из себя представляет философия в целом, какие сложности она с собой несет и какой требует затраты труда. И такой человек, если он подлинно философ, достойный этого имени и одаренный от бога, услыхав это, считает, что слышит об удивительной открывающейся перед ним дороге и что теперь ему нужно напрячь все силы, а если он не будет так делать, то не к чему и жить». Человек понимает, что учиться ему придется с большим напряжением и долгое время.
Когда молодым людям и сполнится 30 лет, среди них снова проводится отбор. Тогда подвергается испытанию их способность к диалектике, кто из них умеет, не обращая внимания на зрительные и остальные ощущения, подняться до истинного бытия. Можно предположить, что человек на этой ступени своего развития достигает познания нижнего раздела умопостигаемого мира, который находится до истинного бытия. Здесь человек познает своими духовными способностями сущность всего существующего, выраженную в понятиях. После 5-ти лет учебы эти молодые 35-летние люди должны будут занять государственные должности, как военные, так и другие. И здесь нужно их проверять, «устоят ли они перед разнообразными влияниями или же кое в чем поддадутся». Когда им будет 50 лет, то тех из них, кто уцелел и всячески отличился, как на деле, так и в познании, пора будет привести к окончательной цели - заставить устремить ввысь свой духовный взор и взглянуть на то самое, что всему дает свет, увидев Благо само по себе, взять его за образец и упорядочить самих себя, частных лиц и государство. Большую часть времени они будут проводить в философствовании, а когда наступит черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности. Они теперь сами будут воспитывать людей, подобных им самим, и ставить их стражами государства взамен себя, а сами отойдут на Острова блаженных, чтобы там обитать. Душа, распростившаяся с телом, устремляется к подлинному, истинному бытию. Чтобы увидеть истину всего, что там, наверху, необходима долгая привычка и упражнения в созерцании. Все это означает - победу над самим собой, и это - наилучшая из побед.
5. Миф о пещере в диалоге «Государство» выражает суть учения Платона. Представим себе людей, которые живут в подземелье, в пещере со входом, направленным к свету, который освещает во всю длину одну из стен входа. Представим также, что обитатели пещеры к тому же связаны по ногам и по рукам, и будучи недвижными, они обращают свои взоры вглубь пещеры. Вообразим еще, что у самого входа в пещеру есть вал из камней ростом в человека, по ту сторону которого двигаются люди, нося на плечах статуи из камня и дерева, всевозможные изображения. В довершение всего нужно увидеть позади этих людей огромный костер, а еще выше - сияющее солнце. Вне пещеры кипит жизнь, люди что-то говорят, и их говор эхом отдается в чреве пещеры. Так узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых статуэтками на стены их мрачного обиталища, они слышат лишь эхо чьих-то голосов. Однако они полагают, что эти тени - единственная реальность, и не зная, не видя и не слыша ничего другого, они принимают за чистую монету отголоски эха и теневые проекции. Теперь предположим, что один из узников решается сбросить с себя оковы, и после изрядных усилий он осваивается с новым видением вещей, скажем, узрев статуэтки, движущиеся снаружи, он понял бы, что реальны они, а не тени, прежде им виденные. Наконец, предположим, что некто осмелился бы вывести узника на волю. И после первой минуты ослепления от лучей солнца и костра наш узник увидел бы вещи такими, как они есть, а затем солнечные лучи, сперва отраженные, а потом их чистый истинный свет; тогда, поняв, что такое подлинная реальность, он понял бы, что именно солнце - истинная причина всех видимых вещей.
Платон говорит о возможном возвращении в пещеру того, кто однажды был освобожден. Вернуться с целью освободить и вывести к свободе тех, с которыми провел долгие годы рабства. Несомненно, это возвращение философа-политика, единственное желание которого - созерцание истины, преодолевающего себя в поисках других, нуждающихся в его помощи и спасении. Вспомним, что, по Платону, настоящий политик - не тот, кто любит власть и все с ней связанное, но кто, используя власть, занят лишь воплощением Блага. Возникает вопрос: что ждет спустившегося вновь из царства света в царство теней? Он не увидит ничего, пока не привыкнет к темноте. Его не поймут, пока он не адаптируется к старым привычкам. Принеся с собой возмущение, он рискует навлечь на себя гнев людей, предпочитающих блаженное неведение. Он рискует и большим, - быть убитым, как Сократ. Но человек, который знает Благо, может и должен избежать этого риска, лишь исполненный долг придаст смысл его существованию.