Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке

Давно замечено, что в этнографии (этнологии, антропологии) произошла достаточно четкая дифференциация по направлениям и содержанию, что нашло свое отражение в попытке К. Леви-Строса разграничить область исследования между этнографией, этнологией и антропологией. Такое разделение можно принять с оговоркой, что оно не иерархическое, вертикальное, а горизонтальное. Т.е. этнография, этнология и антропология ― равнозначные и равноценные отрасли единой науки о человеке. Сюда целесообразно включить в качестве самостоятельной научной дисциплины также теорию и практику полевых этнографических исследований. Принимая во внимание вывод, что этнос есть форма существования человека как вида в биосфере, есть связь человека с биосферой, которой он принадлежит, понятно значение, которое имеют науки об этносах в системе знаний о человеке. А если учесть, что научная мысль превратилась в фактор, сравнимый с малыми геологическими процессами, то знания о закономерностях этногенезов приобретают глобальное значение, сравнимое со значением ядерной физики. Это и есть, коротко говоря, мировоззренческая основа подхода к методологии полевых этнографических исследований.

Очевидно, что в таком случае их роль, безусловно, становится одной из ведущих, определяющих в человековедении. Это видно из того факта, что этнографические науки становятся одним из центров, вокруг которого складывается единая наука о человеке. Достаточно перечислить смежные знания, названия которых имеют составной частью «этно»: этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография, география этносов, этноархеология, этническая история, этнопедагогика и т.д., чтобы продемонстрировать правомерность сделанного выше вывода.

Следует назвать еще науки, непосредственно связанные с этнографическими: экономическая теория, религиоведение, мифология, фольклористика, культурология, этика, эстетика и многие другие. Кроме того, есть науки, которые без этнографических существовать просто не могут, например, история первобытного общества во всех отраслях ― религиозная, экономическая, культуры и др. К ним нужно присовокупить историческую географию, социологию, политологию и т.д. Тесно связаны с этнографическими науками архитектура, земледелие, животноводство, юриспруденция. Немыслимы без человека геология, биология, генетика, антропология (в классическом понимании), палеонтология, астрономия. И, наконец, ряд наук, уже непосредственно связанных с изучением отдельных народов: синология, египтология, тюркология и др. Из краткого перечня ясно, что в той или иной степени все эти науки имеют выход на этнографию.

Можно сделать заключение, которое вытекает непосредственно из приведенного перечня: практически все науки, связанные с изучением человека, имеют пограничные области с этнографией, этнологией и культурной антропологией. Появление новых отраслей знаний на стыках, границах наук, размывает, разрушает эти границы, и, следовательно, является процессом складывания единой науки о человеке.

Крайняя дифференциация наук неизбежно приводит к своей противоположности ― интеграции. С другой стороны, ни одна наука, кроме этнографии, не имеет смежных областей со всеми другими науками о человеке. Следовательно, этнография, этнология и антропология имеют все шансы стать объединительным центром, вокруг которого будет складываться единая наука о человеке. Вышеизложенное, а также то обстоятельство, что мы наблюдаем, этнос в процессе этногенеза, и сегодняшние наблюдения нельзя на 100% относить к состоянию этноса уже через достаточно короткий промежуток времени, исчисляемый годами, а то и месяцами в переломные моменты жизни этноса, ― всё это достаточно говорит о роли полевых этнографических исследований.

Этнография далеко не ограничивается ролью источниковой базы для разных научных дисциплин. Она, наряду с этнологией и культурной анторпологией, все больше приобретает самостоятельное, и не только чисто научное значение. Она может, и должна стать, базой разработки научно обоснованных мероприятий в области межнациональных отношений, но только при условии организации серъезных и хорошо организованных и оснащенных полевых этнографических исследований, свободных от конъюнктуры и клановых интересов, в том числе и продиктованных теорией и идеологией той или иной школы или направления самой этнографической науки.

В задачу полевых этнографических исследований, таким образом, в первую очередь входит постоянное наблюдение за этносоциальными, этнополитическими и этнокультурными процессами, что позволяет вовремя выявлять изменения и деформации и если не предотвращать, то хотя бы смягчать последствия этих деформаций. Следует иметь в виду, что этногенез это ― процесс природный, вмешательство в который может иметь такие же гибельные последствия, как и вмешательство в любой другой природный процесс. Результаты этого вмешательства ― судьба Арала, пыльные бури и засухи на Полесье, Чернобыль и многое другое. Возможно, СПИД ― тоже явление того же порядка.

То же самое можно сказать и об этнических процессах и межэтнических контактах. В неспокойные времена долго еще будет соблазн, так или иначе, решать так называемые национальные или этнические проблемы. Как правило, «решают» эти проблемы люди не только далекие от науки, но и имеющие весьма смутные представления об этнических процессах. В связи с тем, что воздействие человека на окружающий мир сравнимо с геологическими силами, нетрудно представить разрушительные последствия вмешательства невежественных любителей «решать» проблемы. Именно в этой обстановке неизмеримо возрастает роль этнографии, и в особенности полевых исследований. И, прежде всего, необходимо четко представлять предмет исследований полевой этнографии.

Для запоминания:

1. Изучением этносов занимаются этнография, этнология, культурная антропология. К ним следует добавить теорию и практику полевых этнографических исследований.

2. Этнос есть форма существования человека в биосфере.

3. Роль полевых этнографических исследований в человековедении возрастает и становится одной из ведущих.

4. Все науки, связанные с изучением человека, имеют пограничные области с этнографией, этнологией и культурной антропологией.

5. Воздействие человека на окружающий мир сравнимо с геологическими силами, поэтому полевое изучение процессов этногенезов приобретает глобальное практическое значение.

Рекомендуемая литература.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.:Гидрометеоиздат, 1990.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М,:Наука,1983.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. //О науке. Т. 1. Дубна, 1997.

Жлоба С.П. Народная педагогика Полесья. (По материалам этнографических исследований). – Брест: Изд-во Брестского ун-та, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: