Изучение интеллектуальной деятельности

Из сказанного выше следует, что выделение структурообразующих и функциональных элементов возможно только в модели. Разумеется, и сама модель не более, чем абстракция, более или менее адекватно отражающая реальные процессы. Но уже на этом этапе моделирования ясно, что не только структура не может существовать без любого структурообразующего элемента, но и сами структурообразующие элементы, как следствие, немыслимы друг без друга, более того – без функциональных элементов они теряют смысл. Поэтому и в полевой работе этнограф должен фиксировать то или иное явление культуры в как можно большей полноте и богатстве его связей. Только в этом случае полевые материалы могут быть использованы для построения адекватной модели. Это, в первую очередь, относится к изучению интеллектуальной деятельности.

Труд

В пособии не ставится задача подробной характеристики этого элемента этнической культуры, тем более, что место его на энергетическом уровне определено в уже упоминавшейся работе профессора С.Д. Шаша. Для полевого этнографа достаточно определить место труда в генетической модели культуры и на этом основании очертить круг задач по изучению этого элемента этнической культуры.

Следует заметить, что труд в понятии генетической антропологии не сводится к хозяйственной деятельности. Сюда входит также подготовка, организация и проведение обрядов, работы, связанные с санитарией и гигиеной, уход за детьми и стариками и многое другое, что требует энергетических затрат от человека и общества. Поскольку этнос является формой существования человека в биосфере, то необходимо тщательное описание условий существования людей в данном регионе. Это в первую очередь географическое описание местности – рельеф, почвы, водные ресурсы, наличие болот и т.д. Особое место нужно отвести изменению географических условий под влиянием природных факторов и в результате вмешательства человека. Это могут быть мелиорация, разработки полезных ископаемых, лесоразработки, результаты промышленной деятельности, применение химикатов в сельском хозяйстве в новое время и т.д. Важно обратить внимание на изменения в хозяйственной деятельности человека в связи с изменением географических условий, а также влияние этих изменений на другие стороны этнической культуры.

Сказанное выше полностью относится также и к климатическим условиям. В этом случае желательно проследить изменения климата, а значит, и изменения в фауне и флоре. Например, осушение больших пространств, ранее весной заливаемых разливами рек, привело к катастрофическому распространению некоторых видов сорных растений, семена которых раньше смывались паводками, и вид сохранялся в основном на границе весенних разливов.

Важно отметить наличие и состояние путей сообщения и их влияние на производственную деятельность в прошлом и настоящем. Причем необходимо фиксировать изменения роли путей сообщения в изменяющейся географической обстановке, а также изменение их роли в меняющейся политической ситуации. Нужно также отметить наличие или отсутствие экономических центров как промышленного, так и сельскохозяйственного производства, – таких, как откормочные предприятия, крупные свинокомплексы и т.д. Важно выявить изменения в системе хозяйственной деятельности этноса под влиянием этих центров и изменения в других элементах культуры. С этой же точки зрения необходимо рассмотреть и степень урбанизации региона, и влияние города на этническую культуру: отток населения, изменения в составе семьи, демографическая ситуация, воспитание и обучение, подготовка специалистов, развитие или угасание промыслов, влияние урбанизации на систему этнической морали и т.д.

Методы, которые используются для исследования интеллектуальной деятельности, в частности труда, разнообразны. Это опросы, личные наблюдения, изучение вещественных элементов: орудий труда, способов их изготовления, их применения; полуфабрикатов; готовых изделий; использование различных видов сырья и т.д.

При изучении производственных процессов важно изучать приемы организации производства. Распределение обязанностей, разделение труда, ученичество, хранение, потребление и сбыт продукции, весь набор инструментов и приемы работы с ним – таков комплексный подход к изучению производства. Производство фиксируется в процессе – от заготовки сырья через изготовление полуфабрикатов до готового изделия.

Труд имеет непосредственное отношение к живому веществу. В связи с этим необходимо отмечать отношение к живому в процессе работы с ним. Нужно фиксировать отношение к растениям, животным, формулы обращения к ним; формы и методы убоя скота, его разделки; изъятие меда; методы охоты и способы убоя дичи; отношение к рыбной ловле и многое другое.

Зачастую смысл трудовой операции или назначение орудия труда, а также его частей и деталей раскрываются в названиях. Поэтому необходимо тщательно их фиксировать, как и поверья, легенды и приметы, связанные с ними. Желательно выяснять и толкование названий. Важно фиксировать орудия труда в работе, для сложных – составлять схему действия. Способы фиксации различные. Наиболее распространенными являются фотографирование, рисунок, чертеж, обмеры. Поскольку многие орудия труда действующие, можно изготавливать их действующие модели, причем желательно, чтобы их делали те, кто изготавливал сами орудия.

Земледелие как основа существования этносов средней полосы требовало строгой регламентации работ и выдерживания календарных сроков. Поэтому важно фиксировать народный календарь, а он будет отличаться в разных местностях, поэтому следует особое внимание обращать на местные особенности календаря. Календарь зафиксирован не только в обрядах, но и в многочисленных приметах, привязанных к определенным дням, чаще всего праздничным. Хотя календарь в основном «обслуживает» земледелие и скотоводство, он фиксирует в приметах также занятия разнообразными промыслами и ремеслами. Желательно, поэтому, зафиксировать календарь пчеловода, охотника, рыболова, грибника, собирателя ягод, плотника, гончара, смолокура, кузнеца и другие. Желательно выяснить восприятие времени у разных возрастных групп.

Подсобные промыслы очень часто сохраняют самые архаичные технологии и приемы организации труда. В некоторых регионах они были весьма существенным источником существования, в частности на Полесье. В настоящее время появилась тенденция к их возрождению, поэтому на них нужно обратить особое внимание. В значительной степени старые технологии и приемы организации труда сохранились в ведении домашнего приусадебного хозяйства у колхозников. Здесь еще можно встретить и соху, и деревянную борону, и организацию толоки, поэтому изучение приемов ведения приусадебного хозяйства для полевого исследователя представляет особый интерес.

Особого внимания заслуживают приемы организации и функционирование новых направлений ремесел и промыслов, таких, как ремонт автомобилей, обслуживание и ремонт современной бытовой техники, установка и обслуживание компьютеров, интернета и т.д. Предварительные наблюдения показывают, что они организуются зачастую на принципах цеха или мануфактуры.

То же в полной мере относится и к приемам строительства, но более подробные методические рекомендации будут приведены при рассмотрении особенностей полевой работы по отдельным разделам этнографических исследований.

Для запоминания:

1. Полевые исследования интеллектуальной деятельности соответствуют структуре этой деятельности и включают в себя в первую очередь исследования труда.

2. При исследовании труда необходима фиксация природно-климатических условий и их изменений под воздействием человека в историческом плане. Необходимо обращать внимание и на обратное воздействие измененных природно-климатических условий на этническую культуру.

3. Изучение производственных процессов необходимо проводить «сквозным» методом – от приемов организации производства и заготовки сырья до реализации продукции и ликвидации отходов производства и потребления.

4. Следует обращать внимание на сельскохозяйственный народный календарь, а также на календари различных ремесел и промыслов.

5. Важно изучать способы ведения хозяйства на приусадебных участках колхозников и местечковое ремесленное производство.

Рекомендуемая литература:

Помнiкi этнаграфii. Методыка выяўлення, апiсання і збірання. Мн.: Навука i тэхнiка, 1983.

Промыслы i рамёствы Беларусi. Мн.: Навука i тэхнiка‚ 1984.

Чуваши: современные этнокультурные процессы. М.:Наука, 1988.

Пяткевіч Ч. Рэчыцкае Палессе. Мн.: “Беларускі кнігазбор”, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: