Обряды как реализация традиции

Изучение обрядов – едва ли не самая распространенная задача полевых этнографических исследований. Более того, у многих сложилось мнение, что на этом направлении практически ничего существенного уже не найти. Всё найдено и давно описано. Мнение это ошибочно, ибо обряд тоже меняется, и то, что зафиксировано раньше, было состоянием, характерным для состояния этноса, которое осталось в прошлом. Это происходит потому, что обряд тоже является реализацией традиции, но уже в переломные моменты жизни человека или при смене природных циклов, то есть при переходе человека и природы в другой статус.

Очень важно фиксировать все, даже самые мелкие детали обрядов. Обряд, в отличие от обычая, имеет очень сложную структуру. Во-первых, он всегда, так или иначе, осознается и объясняется. Более того, обряд чаще всего является инсценировкой мифа или нескольких мифов. Поэтому обряды, связанные с почитанием языческих богов, органично включили в себя почитание христианских святых, на которых были перенесены некоторые атрибуты языческих богов. Поэтому необходимо тщательно фиксировать и элементы церковных обрядов.

Восстановление обряда в его первозданном виде позволяет также восстанавливать и мифологию. При этом нужно помнить, что мифы существуют во множестве вариантов, случается, что один и тот же персонаж (функционально) может выступать в разных вариантах мифа под разными именами. В этом, не в последнюю очередь, причина многообразия интерпретаций мифологии и споров по поводу иерархии персонажей. Особенно это сказывается на славянской мифологии, где до сих пор нет единой точки зрения на роль и место Дажьбога, Перуна, Ярылы, Лады, Цёци и других.

Естественно, многовариантность мифов обуславливает и многовариантность обряда. Чтобы уловить единое, структурообразующее звено обряда, необходимо подвергнуть анализу как можно большее количество вариантов. Взяв один вариант, мы рискуем выдать второстепенный элемент за главный. Например, на свадьбе у полешуков могут появляться «цыгане», «гуцулы», другие «ряженые». Но различие в названии «ряженых» не является принципиальным отличительным признаком обряда. Наоборот. Анализ показал, что любые ряженые на свадьбе функционально восходят к изображению «нечистой силы». Настоящую нечистую силу таким способом вводили в заблуждение. Нечисть должна была убедиться, что на свадьбе уже есть их представители, и они сделают все запланированные пакости. Впрочем, это не единственная функция «ряженых».

В семейных обрядах нужно особое внимание обращать на значение и роль родственных связей. Фиксировать нужно все функции, которые выполняет или может выполнять тот или иной родственник. Ведь родственные связи – тоже модель мифологии (или правильнее будет сказать, что мифология является моделью родственных связей).

Обряд, как и обычай, тоже связывает воедино этническое, социальное и политическое. Поэтому очень важно выяснять влияние политических и социальных институтов на обряд и наоборот. Многие стороны культуры могут реализовываться только через обряд. Поэтому многие явления неизбежно принимают форму обрядов, а через них мифологизируются. Достаточно ещё раз обратиться к пионерскому движению. Создание пионерской обрядности неизбежно привело к необходимости появления пионерской мифологии: появляются знаменитые книги А. Гайдара и других авторов. Часто мифологизируются реальные события. Поэтому весьма важно изучение обрядовых элементов в поведении различных групп населения, объединенных по политическому, профессиональному, возрастному и другим принципам. С этой точки зрения интересно было бы рассмотреть историю КПСС, ВЛКСМ, пионерской организации, проследить элементы мифологизации, обрядоподобные действия в современных политических партиях и организациях.

Совершенно очевидно, что стереотип поведения, оформленный как обряд или обычай, неизбежно ведет к появлению мифологии и в настоящее время. Причем часто к этому делу привлекаются самые современные достижения в технике коммуникации или массовой информации. Таким был лубок у славян, комикс у американцев. Такими же по характеру являются и телесериалы Уолта Диснея. Этнографу невозможно оставить без внимания эти явления, причем в первую очередь их нужно рассматривать как способ хранения этнической традиции и форму её передачи от поколения к поколению. Нужно также обратить внимание и на Интернет как на форму хранения и передачи информации и на его влияние в области этнокультурных, этносоциальных, этнополитических и других процессов. Это явление требует самого пристального внимания, и в первую очередь этнографов.

Обряды являются также своеобразной школой нравственности. Поэтому необходимо фиксировать роль различных возрастных групп в обряде не только через родственные связи, но и безотносительно к родственным связям. В последнее время часто, в рамках традиционных обрядов, появляются новые элементы, основанные на современных технологиях, как, например, фейерверки в ночь на Ивана Купалу в д. Теребличи Столинского района.

Для запоминания:

1. Обряд – реализация традиции в момент смены статуса человека либо начала и завершения природного цикла.

2. Обряды чаще всего являются «проигрыванием» мифов, и их реконструкция важна и как методика реконструкции мифов.

3. Обряды и обрядоподобные действия пронизывают все стороны жизни человека, поэтому необходимо изучение и их современных проявлений.

Рекомендуемая литература:

Беларусы. Т. 5. Сям’я. – Мн.: Бел. навука, 2001.

Рыбаков Б.Н. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988.

Сямейная абраднасць. Мн.: Навука і тэхніка, 1993.

Земляробчы каляндар. Мн.: Навука і тэхніка, 1991.

Жлоба С.П. Народная педагогика Полесья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: