Определение задачи экспедиции

Основная задача или задачи экспедиции должны определяться четко и ясно: от этого в значительной степени зависит ее успех. В зависимости от задач определяется форма экспедиции, методы работы, состав и материальное обеспечение. Важной задачей является знакомство с приемами полевой работы. Очень часто экспедиции предпринимаются в рамках учебной практики со студентами и учениками. Несмотря на учебный характер, перед такой экспедицией ставится и научная задача, а также задачи по сбору коллекции. В связи с поставленными задачами руководитель и организация, которая осуществляет научное обеспечение, обязаны провести семинары, на которых детально разрабатываются и объясняются задачи каждого участника экспедиции.

Задачей экспедиции может быть получение данных по той или иной стороне жизни этноса, определенных в основных направлениях этнографических исследований. В этом случае проводится соответствующая теоретическая подготовка (об этом см. ниже).

Экспедиция может ставить перед собой задачу проверить и уточнить уже имеющиеся данные. В этом случае участники экспедиции должны знать, что известно по данному вопросу, что предстоит уточнить, какие проблемы решить и какие пробелы заполнить. При этом нужно помнить, что элементы культуры этноса меняются в этногенезе и по форме, и по содержанию. Поэтому всегда ставится задача получения материалов для сравнительного анализа, позволяющего проследить процессы в этнической культуре, не поддающиеся изучению другими методами.

В связи с развёртыванием стационарных этнографических исследований экспедиции должны ставить своей задачей увязывать результаты стационарных исследований со своими. К примеру, выясняются разнообразные варианты свадебного обряда в разных регионах. Это делает необходимым организацию экспедиции по уточнению элементов свадебного обряда и поиску других вариантов, которые позволяют определить общее в этом обряде и допустимую вариативность без ущерба для этнической культуры.

Важной задачей экспедиции в настоящее время станет выяснение сохранности и живучести традиции в условиях кризиса, а также возврат к традиции: как этот процесс протекает, какие изменения в жизни человека влечет за собой и т.д.

Еще одной задачей экспедиции может быть сбор предметов быта, орудий труда и т.д., то есть составление коллекции. На первый взгляд может показаться, что предметов традиционного быта уже почти не осталось. Это неверно. Опыт экспедиций-практик студентов Брестского государственного университета показал, что традиционный быт никогда полностью не исчезал и никогда не будет вытеснен, пока существует этнос.

Замечено, что урбанизация приводит к появлению вокруг крупных городов (имеются в виду не множество населенных пунктов в Беларуси, которые имеют статус города, а по существу являются тем, что раньше называли местечками – о них особый разговор, и это тоже одна из задач полевой этнографии—изучение местечек) – пояса деревень, тесно связанных с городами. Этот пояс часто охватывает окраины города, островки этого пояса часто вкраплены в городские районы даже в центре. Нужно заметить, что там проживает едва ли не половина населения города, по наблюдениям автора (хотя этот сюжет пока не был объектом систематического исследования, что само по себе громадное упущение). Одним из первых в настоящее время на эти группы людей обратил внимание Л.Н. Гумилев и определил их как субэтнос. Изучение этих субэтносов, их места и роли в этногенезе, особенностей культуры является едва ли не первостепенной задачей полевого этнографа в настоящее время.

Сказанное выше в полной мере относится и к «чистым» горожанам, тем более, что горожане и пригородные субэтносы составляют сейчас большинство. Уже упоминалась работа «Культура и быт городского населения Белоруссии», которая является одной из немногих этнографических работ, посвященных горожанам. К сожалению, авторам пришлось использовать преимущественно социологические методы исследования, что сказалось на результатах. Однако эти результаты реабилитируют сам метод социологии, в значительной степени скомпрометированный заидеологизированной и политизированной социологией недавнего прошлого, да в значительной степенеи и настоящего. На очереди стоит разработка этнографического исследования города, пригорода, местечка.

Кажется неправомерным разделение задач экспедиции на этнографические и лингвистические, наоборот – этнограф просто обязан записывать, скажем, обряды, а там не обойтись без записей текстов на местных диалектах. Поэтому участники экспедиции обязаны владеть методами фонетической записи.

Несмотря на то, что перед экспедицией чаще всего ставится строго определенная задача, участники обязаны фиксировать все без исключения элементы этнической культуры, следовательно, экспедиция по своей природе не может не быть комплексной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: