В соответствии с задачей, формой и методами экспедиции проводится самая тщательная научная ее подготовка. Во-первых, это изучение литературы по данной проблеме и по данному региону. Например, поставлена задача обследовать варианты свадебного обряда в Ружанской зоне Пружанского района. Знакомство с проблемой нужно начинать с общих работ по обрядности, а затем по свадебной обрядности. Это позволит уточнить круг интересующих нас вопросов. Затем необходимо изучить всё, что написано по свадьбе в этом регионе, и выяснить, на какие элементы обряда и проблемы нужно обратить особое внимание, какие следует уточнить, что можно опустить в связи с достаточно большим материалом, который фиксирует это явление (нужно только помнить, что мы «опускаем» условно: если явление встречается, мы его всё равно обязаны фиксировать). Как правило, достаточно полно зафиксирована «фольклорная» сторона обряда и описаны наиболее характерные элементы – встреча молодых, перепой и т.д. Меньше внимания обращается на детализацию обряда, распределение ролей между участниками и прочее. Выяснив эти обстоятельства, мы можем «развернуть» поставленную задачу в детальный план исследования.
|
|
Как видим, научная подготовка ведется параллельно с определением задачи, поисками форм и методов работы и во многом предшествует им. Обязательно подбирается основная литература по вопросу исследования и составляется экспедиционная библиотека. Если есть возможность пользоваться в экспедиции компьютером, то имеющиеся сведения записываются на дискеты.
Ответы на многие вопросы, особенно по орудиям труда, промыслам, ремеслам, искусству, можно найти в музеях. Поэтому необходимо изучение музейных коллекций центральных и местных музеев. При изучении музейных коллекций не нужно упускать из виду, что много вещей и коллекций собиралось музеями С-Петербурга (Эрмитаж, Истории религии и атеизма, Этнографии и др.), Москвы (бывший Государственный Музей Октябрьской революции, Исторический, Политехнический), Вильнюса, Львова, Киева, Кракова, Варшавы. Существует много специализированных музеев (например, в Белостоке Музей Войска, в Москве – Оружейная Палата и др.), а также музеи полузакрытого типа при научных учреждениях и учебных заведениях (таков музей при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН РБ, музей при университете в Минске и др.). Было создано и создается много местных музеев при школах (например в д. Медно Брестского района, д. Мотоль Ивановского района), или в колхозах (музей хлеба в Каменецком районе и др.). Информация о таких музеях обычно имеется в Областных краеведческих музеях, областных детских турбазах, облоно, управлениях культуры. Поиск нужных коллекций необходимо начать со списка музеев, где могут находиться интересующие материалы. Как правило, участники экспедиции уже знакомы с коллекциями различных музеев, но для уточнения данных необходимо командировать туда одного из будущих участников экспедиции. Меньше знакомы коллекции местных музеев. Желательно с ними тоже познакомиться до экспедиции – это намного облегчит организацию и планирование работ. Очень желательно и эти данные иметь на дискете компьютера.
|
|
Успех экспедиции во многом зависит от знания участниками истории края, особенностей культуры. Поэтому нужно организовать (в любой действенной форме) изучение этого предмета. Очень эффективны трех-пятидневные семинары с приглашением краеведов и специалистов из местных музеев. Это позволяет сэкономить время и более эффективно использовать усилия каждого участника экспедиции. Можно пойти и по пути специализации, когда каждый участник экспедиции становится специалистом-консультантом по отдельным вопросам, например, по археологии, по изоискусству, по литературе, по древней истории, по средневековью и т.д. Каждый такой специалист-консультант также записывает свои сведения на дискету, что в дальнейшем позволит получить оперативную консультацию в случае необходимости.
Поскольку этнография группирует вокруг себя все науки о человеке, то необходимо также знание антропологии, истории конфессий в крае, особенностей экономического развития, других направлений краеведческих исследований. Разумеется, очень часто при подготовке экспедиции можно получить только самые общие представления по этим вопросам, они будут уточняться и конкретизироваться в ходе экспедиционных исследований.
Исходя из принятого нами определения, что этнос есть форма существования человека в биосфере, нужно учитывать, что человек живет в строго определенной среде, которая меняется с течением времени. Поэтому необходимо знакомство с географией района, более того, с исторической географией: изменением среды на протяжении существования здесь человека, с изменением и современным состоянием климата, ландшафта, водных ресурсов, путей сообщения. Необходимо также иметь хотя бы первоначальные представления о местных обычаях, связанных с разными сторонами деятельности человека. Это позволит избежать грубых ошибок в общении с людьми, облегчить налаживание контактов с респондентами, так необходимых для успеха экспедиции. Нужно иметь представление и об этническом составе населения, межэтнических контактах и взаимоотношениях.
И, наконец, демографическая ситуация в регионе. Знание ее позволит определить места проведения исследований. Желательно иметь представление и об исторической демографии в регионе. Для этого нужно проработать материалы всех переписей населения, которые проводились в крае. В работе экспедиции придется столкнуться с влиянием города и «городской культуры». Поэтому необходимо заранее иметь представление о степени урбанизации края и о влиянии на него более отдаленных городских центров.
В последние десятилетия были попытки этнографического картографирования, в том числе и в Беларуси. При подготовке экспедиции нужно максимально использовать это обстоятельство и изучить весь имеющийся по данной проблеме картографический материал.
И только на основании такой научной подготовки возможно создание программы экспедиции, в которой будут максимально учтены все направления и методика работы.