Основные понятия теории

1. Понятие «инкультурации», самостоятельности и полноценности каждой культуры, все оценки, которыеисходят из европейско-американской морали относительны, релятивны:

Рассмотрим, к примеру, жизнь одной семьи из Дагомеи (Западная Африка). Здесь, в одном посёлке,проживают один мужчина и его жёны. У мужчины свой дом. Свой дом и у каждой его жены с её детьми,согласно общему африканскому правилу, что две жены не уживутся под одной крышей. Каждая женапроводит четыре дня с общим мужем, готовит, стирает, спит в его доме и затем уступает очередьследующей. Её дети, однако, остаются в материнском доме. Во время беременности жена освобождаетсяот своих обязанностей и, в идеале, в интересах собственного здоровья и здоровья ребёнка, не посещаетсвоего супруга, пока ребёнок не родится и не окрепнет, то есть в течение трёх-четырёх лет… Такимобразом, полигамия, если посмотреть на неё с точки зрения тех, кто её практикует, оказывается, содержитценности, которые не видны со стороны. То же самое можно сказать и о моногамии, когда она подвергаетсянападкам с стороны тех, кто воспитывался в другой культурной среде. И этот вывод справедлив не только ввопросе о семье, но и во всех других. Моральные оценки всегда относительны и зависят от культурнойсреды, из которой они происходят [2].

2. Наличие у каждого народа «культурного фокуса» — существенной черты культуры у определённыхэтносов (например, у европейцев — технологии, меланезийцев — социального престижа и др.).

3. Несмотря на некоторые различия, у всех народов есть «универсалии» — черты, одинаковые для всехчеловеческих культур. Например, народное творчество проявляется по-разному, но цель его одна —стремление к красоте.

4. Отсюда следует, что нельзя вмешиваться в жизнь («культуру») других народов, «здесь велика рольантропологии (этнографии), которая должна защищать право каждого народа на самостоятельноеразвитие»[3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: