В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповую солидарность.
Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а значит самосознанием, что существуют другие этнические группы, по ряду признаков отличающихся от неё. Таким образом, только «разделенность» – т. е. дифференциация и способствует групповому самовыделению, при этом граница между «нами» (образ «МЫ») и «не-нами» определяется, прежде всего, путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации.
В результате межличностного общения со «своими» человек постепенно привыкает к восприятию определенного типа внешности, к фонетике (звучанию) родного языка и т. п. Привыкание переходит в одобрение, на основе которого формируется чувство сопринадлежности.
Сравнение неосознанно приводит к оцениванию, и непохожесть вызывает внешне немотивированное отвержение. Так человек кажется нам некрасивым, потому, что «у нас», к примеру, более светлая кожа. Точно также и родной язык: он – привычен, и поэтому кажется благозвучным, а вот чужая речь воспринимается как непонятная «тарабарщина».
Подобное сравнение держится не столько на реальных отличиях, сколько на неосознанных представлениях о значимости этих различий, в которых воображаемая реальность становится «маркером» как этнической дифференциации, так и консолидации. Действительно может ли та же внешность служить весомым «определителем» членов собственной этнической группы, особенно если речь идет о крупном, миграционно подвижном народе, как, например, русские?
Этнический стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп.
Может быть неоднородным по структуре. Состоит из:
· констатации особенностей своей или чужой этнической группы,
· эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей,
· определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.
Виды этнических стереотипов:
· Позитивные ("немцы — трудолюбивые")
· негативные ("русские — ленивые"),
· автостереотипы (стереотипы в отношении своей этнической группы),
· гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).
Особенности этнических стереотипов:
· отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;
· предельно устойчивы, но все же изменяемы;
· не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;
· могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов.
Интересы заведомо разделяются членами этнической группы.
Основные понятия:
этническая идентичность – (в английском языке identity — подлинность, тождественность)
этническое самосознание – чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе.
- отражение сознания этнической группы в индивидуальном сознании её членов, выражающее результат усвоения последними представлений об историческом опыте, состоянии и перспективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нормах, а также его место и роли среди других народов и взаимоотношение между ними.
этнические интересы – заведомо разделяемые группой нужды, потребности, выгоды.
образ «мы» – групповое самовыделение путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи.
автостереотипы – стереотипы в отношении своей этнической группы.
гетеростереотипы -стереотипы в отношении других этнических групп.
38. Источники и методы исследования в этнографии