Памятники монументального искусства Башкортостана

Этот вид искусства для Башкортостана сравнительно молодой, его возникновение связано с развитием градостроительства последних десятилетий. Отправная точка – начало 50-х г., когда стала развиваться монументальная скульптура. К ней относятся памятники, монументы, скульптурные композиции, мемориальные сооружения и т.д.

Первым скульптурным памятником на территории Башкортостана был памятник В.И. Ленину в Уфе, один из первых в стране (1924). И только в начале 50-х гг. появились памятники И. Якутову (1952) и С. Юлаеву (сейчас – в с. Малояз), созданные башкирским скульптором Т.П.Нечаевой. В 1953 г. установлен памятник А. Матросову (Л.Ю. Эйдлин), в 1959г. – С.Т. Аксакову (Т.П. Нечаева). С 60-х гг. искусство скульптурного памятника получило широкое развитие, приобрело новые формы. Наиболее значительными произведениями стали Монумент Дружбы (1965, М.Ф. Бабурин, Т.П. Левицкая), памятник Ленину (1967, М.Ф. Бабурин), уникальный памятник С. Юлаеву (1967, С.Д. Тавасиев), памятник героям Октябрьской революции и Гражданской войны, единственная в городе многофигурная композиция (1975, Л.В. Кузнецов). В последующий период Уфу украсили новые произведения монументального искусства: памятники Мажиту Гафури (1978, Л.Е. Карбель), Шагиту Худайбердину (1981, Т.П. Нечаева, Б.Д. Фузеев), А. Матросову и М. Губайдуллину (1980, Л.Е. Кербель, Н.С. Любимов) и вплоть до 2008 г. – Шаляпинский мемориальный комплекс, памятники М.Акмулле, З.Исмагилову и др.

Больше становится таких художественных памятников, как горельефы, монументальная живопись (мозаичные панно и др.).

Много произведений монументальной скульптуры появилось в других городах Башкортостана. К примеру, памятник генералу М.М. Шаймуратову в с. Биштяки Кармаскалинского района (1969, Б.Д. Фузеев), памятник первооткрывателям башкирской нефти в Ишимбае (1969, Т.П. Нечаева, Б.Д. Фузеев), памятник боевой и трудовой славы в г. Кумертау (1976, В.А. Авакян, Б.Д. Фузеев), памятник Марине Цветаевой (1992, Ю.Ф. Солдатов, в с. Усень-Ивановское Белебеевского р-на) и многие другие.

В Уфе постепенно распространяется еще одно направление искусства скульптуры в стиле паблик-арт (публичное искусство, «уличная» скульптура). Характерные примеры – памятники «Дворник», «Мечтатель», «Человек, смотрящий в небо» (Бронзовый романтик). Благодаря им улицы города становятся богаче, привлекательнее, а искусство – более доступным.

Тем самым художники внесли большой вклад в эстетическое оформление, украшение улиц, площадей, общественных зданий городов республики. Их произведения стали значительными художественными памятниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: