Виды искусства, их классификация

Определив искусство как единое явление, следует иметь в виду, что такое «искусство вообще» является абстракцией, отвлеченностью. На практике существуют различные виды искусства, каждый из которых имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения собственными средствами. Распределение искусств по этим общим признакам называется классификацией искусств. Классификация позволяет глубже понять характер отдельного произведения, относящегося к тому или иному виду.

В первую очередь искусства традиционно делят по способу их «бытования» и восприятия на временные и пространственные. Временные искусства отличаются тем, что произведения разворачиваются и воспринимаются во времени. Произведение искусства в этом случае часто оказывается неотделимым от человека: автора или исполнителя. К временным искусствам относятся искусство слова или поэзия, танец, музыка, кино. К пространственным – живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство, дизайн. Театр занимает промежуточное место – представление располагается в определенном пространстве, но действие разворачивается во времени. Чаще всего, театр называют синтетическим искусством, так как он (так же как и кино) объединяет, синтезирует достижения различных искусств – поэзии, музыки, живописи.

Следует заметить, что в силу разнообразия и сложности видов искусства жесткое разграничение их по определенным признакам оказывается практически невозможным, можно говорить лишь о преобладании тех или иных средств выражения, форм, методов. Так, в пространственно-временную классификацию не до конца вписываются танец, пантомима, театр, кино. Элемент условности присущ и другому принципу разделения искусств, основанному на преобладании изобразительности или выразительности в арсенале художественных средств.

К изобразительным искусствам безоговорочно относят живопись, графику, скульптуру. Одним из ключевых принципов создания образов служит здесь принцип подражания – мимесис. Образы строятся как подобия реальных предметов или явлений, они узнаваемы и рассчитаны на зрительное восприятие. Созданный художником образ как бы отсылает зрителя к своему источнику – прообразу или прототипу. При этом мысленное соотнесение образа и прообраза, искусства и действительности часто влияет на эстетическую оценку произведения изобразительного искусства – глядя на картину, мы невольно «сравниваем» ее с нашими собственными представлениями об изображенных явлениях. Этот момент узнавания, совмещения нашего опыта с художественным образом делает возможным контакт между художником и зрителем. В то же время, привычка видеть в искусстве только знакомое и узнаваемое иногда создает барьер между зрителем и произведением, относящимся к ушедшей эпохе или принадлежащем культуре с отличной от нашей системой ценностей. Для современного изобразительного искусства (начиная с конца ХIХ века) характерен уклон в сторону выразительности. Крайним проявлением этой тенденции является беспредметное искусство, расцвет которого приходится на двадцатые годы прошлого века. Произведения авангардистов этой эпохи по способу создания и применяющейся технике относились к изобразительным искусствам, а по характеру образов и выразительных средств – к выразительным. Можно сказать, что выразительность и всегда присутствовала в живописи, скульптуре, графике, но в двадцатом веке она была «выведена на поверхность».

Выразительными искусствами считаются музыка, танец, архитектура. Образы, создаваемые этими искусствами,не имеют прямых прообразов среди окружающих предметов или явлений, они могут вызывать лишь некоторые ассоциации. Произведения музыки, архитектуры создаются не на основе наблюдения конкретных явлений, а на основе «суммарных» впечатлений от действительности, которое художник черпает из своего внутреннего мира. Можно сказать, что эти искусства тоже создают изображения, но абстрактные. Произведения выражающие, в первую очередь, внутреннее состояние автора при всей их «неясности» подчас оказывают глубокое психологическое воздействие. В первую очередь это относится к музыке – ни одно другое искусство не способно с такой силой действовать на настроение человека, на его чувства. Не случайно во многих культурах музыкальные занятия рассматривались как способ устроения, гармонизации души. Танец так же способен захватывать зрителей, заражать определенным настроением, хотя диапазон воздействия здесь несколько уже. Поэтому он, как правило, нуждается в музыкальном сопровождении. Иное воздействие оказывает зодчество. Архитектурные образы статичны и они в большей степени нуждаются в продолжительном рассматривании, вчувствовании. Однако впечатление от архитектуры оказывается порой более глубоким – длительное пребывание человека в определенной архитектурной среде способно влиять на его внутреннее состояние, создавая психологический настрой.

Поэзия, театр, кино занимают промежуточное положение – выразительность и изобразительность присущи им в равной степени. Такому соединению способствует соединение на сцене или на экране достижений других искусств. Однако синтетичность театра и кино не только в этом. Специфическим средством воздействия здесь выступает игра актера, которая так же соединяет изобразительность (актер изображает, «показывает» персонажа) и выразительность (мимикой, голосом, движениями выражаются различные чувства). Актерская игра является «необходимым минимумом» театрального действия, без которого оно не может состояться.

Несколько сложнее обстоит с поэзией или словесным искусством. Главная особенность поэзии заключена в ее особом материале – слове. Слово обладает многоплановостью воздействия: несет в себе идейное содержание – мысль, создает зримые картины – образы, обладает выразительной «телесностью» – фонемой. В идеале каждое слово поэтического текста (а поэзия является как бы «идеальным образцом» литературы) гармонично сочетает в себе смысл, образ, мелодику.

Краткое рассмотрение видов искусства позволяет оценить разнообразие сферы художественного творчества – музыка и танец, театр и архитектура по-своему раскрывают внутренний мир человека, характеризуют время их создания, культуру той или иной эпохи. Однако при историческом подходе к изучению художественной культуры приоритет, как правило, отдается изобразительным, прикладным искусствам, архитектуре. Причина этого предпочтения заключается, прежде всего, в том, что пространственные произведения способны надолго пережить время своего возникновения. Театральные представления Античности, музыка Древнего Китая известны только по описаниям. О том, как выглядели танцы людей палеолитической эпохи, мы можем догадываться, основываясь на данных этнографии, а памятники изобразительного искусства, хранящие тепло рук наших далеких предков непосредственно предстают перед нашими глазами. Благодаря сохранившимся произведениям архитектуры, живописи, скульптуры мы можем видеть остатки древнейших городов, лица великих людей прошлого, можем представить, чем восхищались и к чему стремились представители ушедших культур.

Существенным является и то, что восприятие пространственных искусств не требует значительных затрат времени, знакомство с памятниками изобразительного искусства позволяет достаточно быстро составить представление о культурном облике эпохи. Современная техника печати и цифровой обработки визуальной информации позволяет увидеть прославленные шедевры живописи с минимальными искажениями цвета. Несколько сложнее ситуация с трехмерными пространственными искусствами – скульптурой и архитектурой. Их полноценное восприятие требует смены точки зрения. Однако и здесь использование нескольких фотографий позволяет составить представление о замысле художника и его воплощении в материале.

Сложность восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры, по сравнению с поэзией, состоит в том, что они пользуются собственным условным языком – языком линии, цвета, объема, понимание которого требует некоторой подготовки. Однако этот «недостаток» визуальных искусств имеет и свою положительную сторону – произведения архитектуры, памятники прикладного искусства, живопись, в отличие от произведений литературы, не нуждаются в переводе, их условный язык интернационален, он, в известной степени, шагает поверх барьеров, сближая эпохи, страны и цивилизации. Доисторическая эпоха или древние культуры, чью письменность не удается прочесть, известны нам благодаря сохранившимся артефактам, из которых наиболее информативными для культуролога являются памятники изобразительного искусства.

При изучении мирового искусства мы так же будем преимущественно опираться на памятники архитектуры, скульптуры, живописи, по возможности и в меру необходимости дополняя их рассмотрение примерами из истории музыки, театра, литературы.

Однако прежде чем обратиться к историческому рассмотрению художественной культуры необходимо ознакомиться со специфическим языком изобразительного искусства, а так же с принятым в нем делением на виды и жанры. В сжатом виде эта информация изложена в нижеприведенной Таблице 1.

Таблица 1

Виды и жанры изобразительного искусства.

Виды искусства Выразительные средства Формы и техники Материалы и способы работы Применение и использование Жанры (тематика)
           
Графика 1. линия; 2. пятно; 3. тон; 5. цвет. Уникальная (рисунок) Карандаш, мелки (сангина, сепия, соус, пастель, прессованный уголь), перо и тушь, кисть и краска (тушь, акварель, гуашь и т. д.). Основы: бумага, картон, шелк, пергамент и т. д. Выполняется свободно «от руки». 1. Учебная практика: штудия, зарисовка, набросок. 2.Подготовительный этап работы: эскиз, набросок,зарисовка. 4. Самостоятельное произведение: станковая композиция. 3. Иллюстрация текста: книжная миниатюра. Тематика рисунка не ограничена. Законченное самостоятельное произведение преимущественно является портретом или пейзажем. Специфический жанр – карикатура.
    Печатная (гравюра) выпуклая (ксилография, линогравюра) Негатив изображения вырезается на деревянной доске или линолеуме, поверхность покрывается типографской краской и делается оттиск. Иногда печать ведется последовательно с нескольких досок (цветная гравюра) 1. Самостоятельное произведение: станковая гравюра, (эстамп, лубок). 2.Иллюстрация текста: книжная графика, журнальная и газетная графика 3. Реклама, агитация: плакат. 4. Дизайн: промышленная графика. 5. Печати: штамп, экслибрис. 6. Репродукция. Станковая графика преимущественно представлена такими жанрами как пейзаж и символико-аллегорическая композиция. Реже встречается портрет. Бытовой жанр и историческая композиция чаще всего являются иллюстрацией.
углубленная (офорт, резцовая гравюра) Основа - медная доска: работа резцом по меди, процарапывание по лаку и травление кислотой (офорт), дополнительная обработка поверхности (акватинта), процарапывание («сухая игла») В углубления втирается краска и отпечатывается на бумаге.
Плоская (литография) Изображение выполняется жирным карандашом на литографском камне, затем покрывается специальным раствором, после чего наносится краска и делается оттиск.

Продолжение таблицы 1

           
Живопись 1. Тон; 2. Цвет; 3. Пятно; 4. Линия Станковая Масляные краски, темпера, акварель, гуашь, акриловые краски, пастель, восковые краски (энкаустика) Основа: холст, дерево, картон, бумага, шелк, оргалит, стальные пластины, глиняные таблички, клеенка. Самостоятельное произведение: картина (как правило, оформляется рамой). В станковой живописи наблюдается наибольшее разнообразие жанров. Их формирование в европейском искусстве приходится на XV-XVII века. При этом в XV в. возникают портрет и историческая композиция, а бытовой жанр, пейзаж и натюрморт формируются в искусстве Северной Европы только в XVII в.
Икона Восковые краски (энкаустика), темпера, масло. Основа - деревянная доска, покрытая левкасом. А также вышивка: шелковые и золотые нити, бисер, жемчуг. Возможно использование ювелирной техники и материалов. Занимает промежуточное положение между станковой живописью, монументальным и декоративно-прикладным искусством. Сакральное изображение, предназначенное для молитвы. Имеет ряд специфических жанров: Образ – изображение святого, Деисис – центральный горизонтальный ряд иконостаса (полиптих), объединенный темой, композицией, ритмом. Праздничная икона – иллюстрирует священную историю. Образ святого «в житии» - образ окруженный клеймами – небольшими композициями, иллюстрирующими жизни святого. Символико-аллегорическая композиция – иллюстрация богословских идей.

Продолжение таблицы 1

           
Живопись 1. Тон; 2. Цвет; 3. Пятно; 4. Линия монументальная стенная роспись, фреска Водяные краски, темпера (фреска), масляные, акриловые краски. Основа: штукатурка сырая (фреска) или сухая (фреска а секко), проклеенная или иным способом подготовленная поверхность стены. Оформление и украшение интерьеров, а так же наружных частей зданий; неразрывно связана с архитектурой. Наиболее распространенными являются исторические и символико-аллегорические композиции. В отдельные периоды наблюдался также расцвет пейзажа и интерьерных «обманок». В искусстве ХХ века встречаются абстрактные композиции.
мозаика Набирается из небольших камешков или кусочков стекла (смальта), крепится к стене цементным раствором.
витраж Набирается из цветных стекол, скрепленных оловянными перегородками. Вставляется в оконную раму.
панно Как правило, выполняется масляными красками или темперой на холсте, а затем крепится к специально отведенной стене. Панно допускает разнообразие декоративных приемов, техник и материалов.

Окончание таблицы 1

Скульптура   монументальная, станковая; круглая, рельеф пластика Форма создается методом постепенного наращивания массы (изнутри наружу). Материалы: глина (в т. ч. «каменная масса, фарфор), воск, пластилин, стук, различные виды пластических масс. Монументальная 1.Организация пространства (преимущественно городской среды): монумент, памятник, парковая скульптура 2. Украшение внешней и внутренней части зданий: архитектурный декор 3 Мемориальное значение: мемориальный комплекс, памятник, монумент 4.Культовое изображение: статуя, идол. Станковая 1.Украшение интерьера: мелкая пластика, статуэтка, кабинетная скульптура. 2. Самостоятельное произведение: статуя, музейная скульптура, камея. 3.Учебная практика и подготовительный этап работы: штудия, эскиз. 4. Памятное изделие: медаль, монета. 5. Копия: гипсовые слепки. 6. Печать: гемма Скульптура ограничена в разнообразии жанров. Основная тема – изображение человека. Большее тематическое разнообразие допускает рельеф: портрет, символико-аллегорическая композиция, исторический, бытовой, батальный жанры. Жанрами круглой скульптуры являются портрет и аллегория, реже - исторический композиции. Специфическим можно считать анималистический жанр – изображение животных реальных и фантастических.
ваяние Создается методом отсекания (снаружи внутрь). Различные породы камня: мрамор, гранит, известняк, базальт, полудрагоценные камни (глиптика) ит. д. и дерева: липа, тополь, дуб, бук; слоновая кость.
литье Наиболее технически сложный вид скульптуры. Главный материал - бронза. Для изготовления статуи требуется специальные условия и заранее выполненные глиняные заготовки, по которым ведется отливка

Вопросы и задания:

1. Какие искусства относятся к пространственным?

2. На чем основано разделение на временные и пространственные искусства – на способе восприятия произведений или на методе их создания?

3. Назовите искусство, которое является одновременно временным и пространственным, изобразительным и выразительным.

4. Перечислите жанры изобразительного искусства. Какой вид искусства обладает наибольшим жанровым разнообразием?

5. По каким принципам классифицируются произведения скульптуры?

6. Чем отличается рисунок от печатной графики? Назовите виды печатной графики.

Литература

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М. В. Алпатов. М., 1948. Т.1

2. Введение в культурологию. Уч. пос. М., 1995. Ч.1.

3. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. Б. Р. Виппер. М., 1985.

4. Диалоги. Учебное пособие по мировой художественной культуре. М., 1989. Ч.

5. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. Г. Зедльмайр. СПб.: Аксиома, 2000. – 272с.

6. История и теория мировой и русской культуры. М., 1992.

7. Курс «Мировая художественная культура» в системе гуманитарного образования: программы и методические рекомендации. СПб., 1994.

8. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие. / Под общей редакцией Л. М. Мосоловой. СПб.: Издательство «Лань» 2001. – 288с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: