Тема 4. Искусство Этрурии

Тема 3. Древнегреческое искусство в Италии

Великая Греция. «Magna Grecia». Искусство территорий греческих торговых поселений. «Великая Греция» и Сицилия были наиболее активными в сфере культуры, экономики и искусства регионами Древнегреческой цивилизации. Ок. 800 г. до н.э. колонисты из Афин и Коринфа расселились в прибрежных районах южной Италии (между Тарентом и Неаполисом) и на Сицилии. Основными центрами их культуры являются: Сиракузы, Акрагас (Агридженто), Панормус (Палермо), Селин (Селинунт) на Сицилии; Тарент (Таранто), Кумы, Сибарис и Неаполис на материке. Повсюду сохранились памятники культуры и искусства эпохи греческой колонизации Италии, где присутствие этой «восточной» цивилизации и культуры ощущается до сих пор. Особенно знамениты архитектурные сооружения этой эпохи:На Сицилии - Акрополь в Селинунте, Храмы А, В, О, Е (храм Еры), Храм С (Аполлона) и др. Одной из величайших построек дорического ордера, сохранившихся за пределами Греции является храм Конкордии в Агридженто. Храм Юноны. Храм Зевса олимпийского. Долина Храмов. На континенте в Кампании и других областях – храмы в Пестуме

Скульптура, изделия художественного ремесла: бронза, глиняная посуда; монеты, медальерное искусство, живопись и мозаика.

Поэзия, драма, философия.Великие поэты и драматурги – творившие в Италии: Пиндар (518 г.до н.э.) – Оды во славу победетелей олимпийских игр. Симонидис и Валхилидис (ок. 470-460 – х гг. до н.э.) писали дифирамбы и гимны для хора. Эсхил (525-456 гг. до н.э.) здесь ставит в местном городском театре трагедию «Персы».

Влияние искусства греков на искусство на этрусков при культурном посредничестве южных областей Италии.

Искусство «италиков» периода греческой колонизации юга Италии. Искусство Даунов в Калабрии.

Гете и другие европейские путешественники о сокровищах древнегреческого искусства в Италии.

Искусство народа этрусков (VIII-II вв. до н. э.). Памятники искусства этой цивилизации изучаются в постоянном сравнении с искусством культуры Виллановы. Три версии происхождения культуры и искусства этрусков. Ареал распространения. Между Тибром и По, на местах поселений Виллановы. Искусство этрусков находят в Хорватии и на греческих островах Эгейского моря. Религия этрусков. Мистицизм. Греческий алфавит. Неиндоевропейский язык. «Перуджийский камень». Национальный археологический музей в Перудже. Геродот и Диониссий Галикарнасский об Этрусках. Торговля художественными изделиями с Великой Грецией, Карфагеном, греческими колониями Франции и Испании. Есть мнение, что некоторые греческие мастера селились и основывали школы в Этрурии.

Градостроительное искусство. Этрусские названия итальянских городов на восточном побережье: Равенна, Римини и др., г. Фельсина – осн. на месте Болоньи ок. 500 г. до н.э. Популония, Тарквиния, Ветулония, Вульчи, Кайсра (акт. Черветери), Вольсинии (Орвьето), Волатерре (Вольтерра), Кортона, Аретий (Ареццо), Клузий (Кьюзи), Перусия (Перуджа), Вейи и др. на Западном побережье и в центральной Италии. К северу от Неаполя – этрусский город Капуя – один из богатейших центров искусства южной Италии. Тщательно проработанная планировка (сетка улиц). Этрусские города – более высокие, чем у римлян инженерные достижения (дренаж, водоводы). При этрусских царях в Риме (VII в. до н.э.) – осушенное болото – форум, Клоака Массима, изящные общественные сооружения. Рим представляет собой прекрасный пример для изучения функционирования и влияния этрусской цивилизации.

Памятники литературы исчезли бесследно.

Погребальное искусство. Гробницы: вырубленные в скальной породе гробницы-коридоры, выстроенные в ряды улиц. Т.н. «города мертвых» - некрополи в Цере и Вольсинии. Росписи на стенах и сводчатых потолках со сценами из повседневной жизни этрусков. Индивидуальные гробницы в форме домов. Заполнены вполне светскими предметами или их изображениями, драгоценностями и металлическими изделиями. «Гробница Триклиния» (от лат. Triclinium – обеденный зал) в этрусском городе Тарквинии (ок. 470 г. до н.э.) с изображением плясок, пиршеств, игр на музыкальных инструментах, рыбной ловли, охоты, скачек и загадочных сцен из жизни подземного мира.

Архитектура: просторные дома (domus), которые строились вокруг внутреннего двора в греческом стиле. Храмы: на площадях на высоком каменном цоколе, длинный портик с колоннами спереди. Внутри – целла (или три помещения). Отличительная особенность – терракотовый декор, расписанный ярким орнаментом и фигурами. Основное внутреннее убранство – деревянное. Храм в городе Сована.

Сохранилось множество образцов декоративно-прикладного искусства. Многочисленны примеры греческого импорта керамики. Росписи на сосудах. Традиционные образцы собственной работы на традиционной черной глине (bucchero). Высококачественные резные украшения для похоронного имущества, зеркала, золотые и серебряные уборы. Широкая торговля ими за пределами страны. Бронзовое художественное литье. «Капитолийская волчица». «Химера» из Ареццо. Светильники тонкой работы. Каменные изваяния, великолепные терракотовые статуи. «Аполон Вейский». Терракотовая скульптурная композиция «Состязание за священную лань».

Впечатление от искусства этрусков: умели ценить достаток, чувственные наслаждения, были гедонистами. Самобытный стиль, отличающийся реалистичностью изображения. Склонность к возвышенному в бытовых реалиях.

Этрусское влияние на культуру и искусство Римлян: храмовое и оборонительное зодчество, триумфальные процессии. Фасции (перевязанный пучек прутьев с выступающим в середине топориком) – атрибут царя, а затем высшего магистрата.

Музеи и коллекции этрусского искусства: Этрусский музей в Кортоне, Археологический музей Флоренции, Ватиканский музей в Риме.

Этрусское наследие в Риме: Храм Юпитера на Капитолийском холме, украшенный статуями работы ваятеля Вульки из Вей. Святилище богини Дианы на Авентинском холме, Большой цирк между Палатинским и Авентинским холмами. Форум и Капитолийский холм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: