Вступительная статья. Задача данной публикации - создать условия для развития интереса к традиционной культуре, помочь исследователям нравов и быта Ярославцев

Задача данной публикации - создать условия для развития интереса к традиционной культуре, помочь исследователям нравов и быта Ярославцев, содействовать сохранению народных традиций.

Идея создания библиографического указателя возникла в ходе реализации проекта «Этномир Ярославского края», который обращен к реконструкции традиционного костюма, бытовавшего на Ярославской земле и рассматривающий народную одежду, как проявленное мировоззрение. Так как на сегодня отсутствует этнографическая экспозиция в музеях Ярославля, то для работы над реконструкцией были привлечены фотоматериалы, репродукции, воспоминания, книжные источники, что выявило отсутствие систематизированной информации по самобытной культуре края и потребность создания Указателя литературы, обобщающего источники по народной традиции, имеющиеся в старейшей библиотеке области. Данный библиографический Указатель призван ускорить работу над созданием книги о народной культуре нашего края, которая должна появиться на свет, так как подобное издание с одной стороны, в силу не разработанности темы, еще отсутствует. С другой стороны - тема эта важна для самосохранения, так как связана с основами самосознания, а потому актуальна для нас, современников. С третьей стороны – подойти к ней не так и просто, потому что на протяжении последних веков отношение даже к термину «традиция» было не однозначно, а как механизм культуры - традиция имела своих «противников» и «защитников».

В начале XXI века мы констатируем факт вытеснения технократическим ХХ веком народных традиций и нивелировку их своеобразия. В Ярославском крае, входящем в центральный промышленный район, этот процесс был более интенсивен по сравнению, например, с северными районами России. Кроме того, на вымывание народных традиций повлияла государственная установка 50 - 80-х годов на массовость и коллективность народного искусства, ориентация народных талантов на подражание профессионалам и забвению самобытных образцов народного творчества. Народное творчество в этот период становится синонимом художественной самодеятельности, утрачивает свое основное значение. Д.С. Лихачев обращал внимание в своей книге «Раздумье», на то, что, к сожалению, приходится признать, что многие замечательные традиции утрачены. «Люди перестают петь… В моем детстве семьи пели… при наступлении сумерек, когда уже нельзя работать, но еще рано зажигать лампы… Пели, когда приходили гости… Перестала петь и деревня. Что-то неправильное есть в организации самодеятельных народных хоров,… усваивают извне поручаемый репертуар, да и манера пения меняется. Исчезла замечательная русская протяжная пень – лучший жанр наших песен. …разве печали нет и не будет? … человеку необходима печальная песня, созвучная его личному горю. Нужен полный диапазон русских народных песен». Проблема сохранения самобытности народа назрела так, что о ней говорилось в докладе на заседании Госсовета в декабре 2006 года. Сегодня же в современной культуре актуализировалась народная традиция, обладающая мощным потенциалом упрочнения связей между поколениями, идеей

Этномир Ярославского края

___________________________________________________________________

преемственности традиций, создающая надежную социокультурную базу для будущего процветания общества.

Урбанизация, распространяемая средствами массовой информации, современная культура привели к размыванию, безвозвратной утрате, уходу из жизни традиций народной культуры. Все до сих пор существовавшие культуры существовали стихийно. Человек их не осмысливал. … Культура очень медленно менялась, и потому ее изменения не были заметны. А сейчас наступил такой момент, когда мы не должны ожидать, что все само собой образуется. Не образуется! … Образуются «роки», «рэпы» – это мода, … а не культура. Живая культура – устная, ей сложнее сохраниться. Это понимали исследователи прошлых столетий, собирая фольклорные богатства, в том числе и в Ярославском крае. Так, например, в издание «Быт. Язык. Гулянья и праздники. Беседы», литературном прибавлении к журналу Министерства народного просвещения за 1852 год, В. Николаевским опубликован «Этнографическй очерк Угличского уезда». Большой вклад в сохранение традиций Ярославского края внес Савва Яковлевич Дерунов. Им был записан в конце XIX века полный свадебный обряд Пошехонского уезда, села Козьмодемьянского на Шексне. Известно, что впервые в СССР этнографическая экспедиция была организована в 1927-28 гг. К сожалению, не все ее результаты опубликованы. Следующая экспедиция была осуществлена через сорок лет на общественных началах активистами городского семинара при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Это была не обычная фольклорная экспедиция. Ее результаты были опубликованы в первом специальном сборнике русских народных песен Угличского района Ярославской области. В 2005 году были опубликованы два выпуска сборника

песен «Ярославская сторонка». Это были экспедиционные записи Ольги Константиновны Пивоваровой, сделанные в 1980-е годы в поселках Песочное, Мелюшино и Арефино Рыбинского и Борисоглебского районах области. Там же были помещены расшифровки гармошечных наигрышей Ю. А. Густякова и песенные материалы Сидоровой Н. Н.

Пришло время собрать все сохраненное благодаря усилиям этнографов, фольклористов, филологов, историков, архивистов, библиотекарей, общественных деятелей, простых людей, не равнодушных к своей исконной культуре. Материалы о народной традиции Ярославского края сейчас содержатся в разрозненных источниках, на разных носителях, подчас даже не расшифрованные лежат в архивах или же в памяти хранителей старины. Работа, начатая Областной универсальной научной библиотекой по созданию Указателя литературы позволит быстрее подойти к созданию книги о самобытной культуре Ярославского края и приблизит время появления ее на свет.

Низкий поклон всем кто работал над Указателем, вложил душу в это начинание. И дай, Бог, всем нам не растерять на очередном круге жизни, собранное с таким трудом и сохраненное наследие народной культуры, чтобы не пришлось сожалеть об утраченном живом источнике счастья.

Председатель Ярославской региональной общественной организации
возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода»
Н. Н. Балуева

Этномир Ярославского края

___________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: