Народный календарь: происхождение и структура календарной обрядности

Календари как реальная возможность измерять время, пришли к нам из такой далекой древности, что сейчас не представляется возможным точно определить, когда же именно был составлен первый из них.с древних времен они стали насущной потребностью всех жителей планеты. Поскольку основными видами трудовой деятельности людей были обработка земли и уход за животными, то календарь служил землепашцам и скотоводам самым верным советчиком в вопросах, когда ждать разлива рек, приступать к пахоте, готовиться к севу, перегонять скот на новые пастбища, завершать работы и убирать урожай. Но создать календарь можно было только на основе каких-либо периодически повторяющихся ритмов. И тогда люди заметили, что день всегда сменяется ночью, а времена года проходят строгой чередой: за весной наступает лето, за летом – осень, затем приходит зима, за зимой весна, - после чего цикл вновь повторяется в той же последовательности.

В поисках разгадки этих природных явлений человек обратил внимание на небесные светила – Солнце, Луну, Звезды – и заметил их неукоснительную периодичность в перемещении по небосводу. Наблюдая за цикличностью движения Солнца, Луны, отдельных звезд и целых созвездий, люди изучали движение небесных светил и постепенно строили свою жизнь в соответствии с их ритмами. С помощью самых разных обозначений: палочек, крестиков, кружков и пр., - стал вестись счет дням, месяцам и годам, обретая строгую систему, которая в дальнейшем преобразовалась в календарь.

Само слово «календарь» происходит от латинского слова calendarium, что буквально обозначает «долговая книжка». В Древнем Риме начало каждого месяца в новолуние провозглашалось особо. И именно в этот день было принято платить проценты по долгам.

Первый гражданский календарь под редакцией графа Якова Брюса был выпущен по инициативе Петра I 8 января 1709 года. До него в России вместо календарей выпускались только церковные издания - православные святцы или православные месяцесловы. С 8 января 1709 года начали печатать ежегодные светские календари. Брюсов календарь был напечатан на шести листах крупного формата и содержал данных по астрологии, включая информацию о положении планет и Луны, время восхода и захода Солнца в Москве, святцы, даты церковных праздников и различные географические сведения. Первый гражданский календарь - "Брюсов" снискал большую славу и был весьма популярен в обществе, ведь в нем наряду с астрономическими сведениями и астрологическими предсказаниями содержались и насущные советы, касающиеся повседневной жизни - когда нужно кровь пущать, зверей и рыбу ловить, мыться в мыльне, брак иметь, платье кроить, мыслити почать, дома сизиждати и многое другое. В нем узнавали сроки посадки и виды на урожай, предсказывали погоду и стихийные действия, состояние российской экономики и победы в войнах.

Петр I издал указ, запрещающий не только привозить календари из-за границы, но даже и печатать их в России каким бы то ни было частным лицам без ведома Якова Брюса. Брюсов календарь в разных видах издавался вплоть до 1917 года и не предназначались лишь для простолюдинов и малообразованных людей. Он находил читателей во всех слоях российского общества.

Григорианский календарь - (новый стиль), система летосчисления — солнечный календарь, введённый папой Римским Григорием XIII (отсюда название) в 1582; является дальнейшим уточнением юлианского календаря; принят в большинстве стран мира. Длина года в нем лишь на 26 секунд превышает тропический год. Происходит от Древнеегипетского гражданского календаря, созданного в IV тысячелетии до н.э. древнеегипетские астрономы делили год на 12 тридцатидневных месяцев. Последние пять дней года считались дополнительными и были посвящены богам.

Юлианский календарь - (старый стиль), солнечный календарь, разработанный при участии Юлия Цезаря (отсюда название) и введённый с 1 января 45 до н. э. В юлианском календаре 3 года подряд содержат по 365 суток, а четвёртый (високосный) — 366 суток. Високосными являются все годы, порядковые номера которых делятся на 4. Началом летосчисления в юлианском календаре считается 1 января 1 г.; годы позднее этой даты называются годами нашей (новой) эры или годами от Рождества Христова, а годы ранее неё называются годами до нашей (новой) эры или до Рождества Христова. Юлианский календарь отстаёт от природных явлений приблизительно на 1 сутки за 128 лет.

Православная Россия из политических соображений долгое время отказывалась от принятия григорианского календаря и продолжала жить по юлианскому. Лишь с приходом к власти большевистского правительства 31 января 1918 года Россия перешла на григорианский календарь.

Церковный календарь – по своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей – неподвижной и подвижной.

Неподвижная часть церковного календаря – это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть – перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней. Таким образом, обе части календаря-пасхалии а савокупности определяют календарь православных праздников.

Народный календарь – на Руси календарь назывался месяцесловом. Он представляет собой интереснейший источник не только истории верований, но и истории народных знаний, опыта многовековых наблюдений над природой, передаваемого посредством афористически выраженных примет. Важнейшей особенностью земледельческого календаря была его тесная соотнесенность с кругом сельскохозяйственных работ. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его жизни при начале и окончании работ в поле, и был связан с явлениями природы и всевозможными приметами. Он включает в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества.

Времена года, по народным представлениям, были тесно связаны между собой: сезоны как бы отражали друг друга. Зима симметрична лету, осень - весне, что выражается в сходной последовательности более или менее "отмеченных" дней и зафиксировано в многочисленных пословицах, приметах, загадках, сравнивающих времена года. "В земледельческом календаре все составные части увязаны: одно время года определяется по другому, а каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. По характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу; март, апрель и май - сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот".

Протяженность времен года была неодинаковой. Судя по наблюдениям XIX - XX вв., зиму на русском Севере считали уже с октября - и по апрель, добрых полгода. Весна длилась с весеннего Егория (23 апр./б мая по новому стилю) до Ивана Купала (24 июня/7 июля), лето, время созревания хлебов, - всего лишь до Ильина дня (20 июля/2 авг.) или Успения св. Анны (25 июля/7 авг.), осень, время уборки урожая, - до Покрова (1/14 окт.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: