Одежда марийцев

Повседневной одеждой марийских мужчин была длинная холщовая рубаха и штаны. Зимой к ним добавлялся суконный кафтан или овчинный полушубок. Поверх одевали тулупы и шубы. Рубаху и верхнюю одежду подпоясывали. Штаны заправлялись в онучи. Кожаную обувь носили только зажиточные селяне, так как она была не всем по карману. Начиная с XVII века, широкое распространение получили лапти, сплетенные из липового льна. Зимой обувались в валенки. На голове носили шерстяную, домашней выделки, шапку с полями, обычно загнутыми кверху, и меховые белые бараньи шапки с черным верхом.

Женская одежда во многом повторяла мужскую, но имела и некоторые отличия. Женская рубаха была длиннее и богаче украшена вышивкой. Зимой женщины носили овчинный тулуп. На голову одевали шлемовидный головной убор (кашпу) или шарпан – головное полотенце. Пожилые марийки повязывали голову солыком – узкой налобной повязкой с вышитыми концами, которую чаще надевали на моления. Девушки ходили или с непокрытой головой, или с шапочкой «такийей».

По праздникам женщины надевали укороченное пышное платье с множеством цветных полос и фестонов, сборчатый по талии кафтанчик, фартук и плетеный пояс. В цветах одежды преобладали черные, темно-красные и коричневые оттенки. Все это было богато украшено узорами. Праздничный костюм дополняли ушные подвески из монет, бус и раковин. Восточные марийки в одежде чаще использовали ткани из белого холста и с меньшим количеством узоров.

Обычной будничной едой марийцев были вареники с начинкой из мяса или творога, вареная колбаса из сала или из крови с крупой, творожные сырники. Хлеб делали из овсяной и ячменной муки. Пекли лепешки и пироги с различной начинкой. Варили крупяные, овощные, грибные, рыбные супы, которые заправляли зеленью, простоквашей или сметаной. На молоке варили ячменные, овсяные и пшенные каши. Это все запивали киселем, пивом, пахтой или пуро – крепким медовым напитком. На праздники и для совершения ритуалов готовили суп с клецками (лашку), пресные лепешки и блины.

Праздники чаще всего были связаны с земледельческими работами и сопровождались языческими ритуалами. В старину у марийцев существовал праздник Агапайрем, проводившийся перед пахотой, но со временем он слился с марийским сабантуем. Кроме этого отмечались праздники сенокоса, урожая (Угинде-пайрем) и осеннего забоя скота. Зимой устраивался новогодний праздник с гаданиями, представлениями, обильными угощениями и вечерними гуляниями молодежи.

Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал - холст, сукно, кожа и т.п., для пошива праздничной и выходной одежды приобретали фабричные ткани. Из домотканого (изо льна или конопли) холста различных расцветок чуваши шили нательную одежду - рубахи кепе, штаны йем, детали головных уборов. Верхнюю одежду - кафтаны сахман, халаты шупар/пустав, чапаны асам шили из сукна, а шубы керек и тулупы талап - из овчины домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и множеством складок были предметом особой гордости их владельцев и воспевались в песнях.  
Мужская одежда состояла из длинной, почти до пят, белохолщовой рубахи туникообразного покроя, штанов, скреплявшихся на талии шнурками, халата, носившегося поверх рубахи, шляпы. В повседневности чуваши обувались в лапти с онучами, а состоятельные крестьяне и постоянно имели кожаную обувь. В зимнее время гардероб дополнялся теплой одеждой - шубой, тулупом, меховой шапкой, варежками и валенками. Особый интерес при изучении одежды вызывает комплекс женского костюма. Традиционная рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.  
Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Размеры и формысурпана и хушпу различались у низовых и анат-енчи: так у анат-енчи хушпу имел форму усеченного конуса, а у низовых - полусферическую форму с отверстием в центре. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Девичья застенчивость, скромность и мягкий характер, вместе с этим богатство души, чистота внутреннего мира отражены в этом уборе. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время - V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века 35. В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе. Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.  
Непременной деталью женского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные - ама,шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к поясам - сара, ксурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача. Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей. Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев, мордвы, удмуртов. Различия касаются набора предметов, покроя, орнамента, цветовых сочетаний, способа ношения, композиции, технических приемов изготовления. Большинство этих различий ограничено географическим расположением этнографических групп - как на территории Чувашии, так и за ее пределами.  
Одеяние чувашей современной Ульяновской, Самарской, Саратовской, Оренбургской и др. областей, Татарстана и Башкортостана относится, в основном, к низовому типу, но и в этих регионах и сегодня встречаются комплексы одежды, близкие к средненизовому и верховому типам.
Чувашская народная одежда и украшения - богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях сосредоточены связи времен, племен, народов, различных географических регионов Азии и Европы. По своей форме, характеру, содержанию, стилю орнаментации костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни, а истоки его зарождения восходят в древнеиранской культуре 36.

16.Особенности хозяйства татар

Основу традиционного хозяйства татар составляло пашенное земледелие. Имевшиеся различия были обусловлены экологическими причинами: в лесной и лесостепной полосе Поволжья, Прикамья и Приуралья господствовала паровая система земледелия в форме трехполья; выращивали: озимую рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу. Пашни обрабатывали двузубой сохой с перекладной полицей - сука. В степных юго-восточных районах Поволжья и Приуралья сохранялась залежно-переложная система; пахотным орудием являлся тяжелый деревянный плуг - сабан; ведущее место на полях занимала яровая пшеница. Урожай убирали серпом - урак, в степных районах - косой - чалгы. В качестве прядильных культур возделывали лен, коноплю.
Животноводство - пастбищно-стойловое играло подчиненную роль. Держали крупный и мелкий рогатый скот. В степной зоне стада были значительными. Для татар характерна особая любовь к лошади. Было распространено разведение домашней птицы, особенно кур и гусей. Огородничество и садоводство были развиты слабо. Традиционным было пчеловодство: прежде бортевое, в XIX-XX вв. - пасечное.
Наряду с сельским хозяйством важное значение имели промыслы и ремесла: отходничество в районы предпринимательского земледелия - на жатву и т.п. и на фабрики, заводы, прииски, в города (к последним чаще прибегали мишари и касимовские татары). Татары славились мастерством в обработке кожи - "казанский сафьян", "болгарская юфть". Исконными для них были торговля и торгово-посредническая деятельность. Они практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами (Подробно о хозяйстве татар можно узнать из книги Н.А.Халикова "Хозяйство татар Поволжья и Урала" (средина XIX- начало XX вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа". Казань, 1995).
В конце XX в. татары, став одним из самых урбанизированных народов России, как в республике, так и за ее пределами, заняты в основном в промышленном производстве: в нефтедобыче, в производстве продуктов нефтехимии, машиностроении, приборостроении и т.д. Татарстан же является республикой высокоразвитого сельского хозяйства, важным производителем зерновых и животноводческих продуктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: