double arrow

Одежда и обувь корела

Незатейлива одежда как зимняя, так и летняя. Зимняя одежда состоит из домашнего овчиннаго, своей выделки, полушубка и на верх суконнаго сераго армяка, домашней работы, бараньей шапки (у иных с ушами), рукавиц с русскими варежками, сапогов из белой кожи, высмоленных, с русскими носками и суконными онучами, или высокие шерстяные валенки. У крестьянок повседневная одежда состоит из сорочки с длинными рукавами, чухонской юбки, редко сверху крашениннаго или старенькаго ситцеваго сарафана, сапог с длинными голенищами (до колена), у которых переда и подошвы смазываются дегтем, а голенища остаются белыми. На головах носят платки; на случай выхода из дома одевают или полушубок, или полукафтан, или ватный ситцевый полукапот. Одежда малых детей состоит из крашенинной или белой холщевой рубахи, доходящей очень часто до пят. Летняя одежда состоит из понитка или полукафтана и низкой поярковой шляпы и белых сапог с голенищами до колена; во время жаров и сенокоса понитка и полукафтана почти не одевают, а ходят в пестрядиных или крашениных рубахах, такого же цвета шароварах, поярковых шляпах и сапогах; лапти употребляются не многими и то самыми беднейшими, да пастухами. Лапти плетутся из бересты и служат очень не долго около недели.
В воскресные и праздничные дни, народныя гулянья, наряд изменяется: мужчины одевают красныя рубахи, поддевки синяго или чернаго сукна, армяки, фуражки, черные сапоги, шаровары; женщины разноцветные сарафаны, шерстяные или ситцевые, чулки и башмаки или сапоги; последние в большом употреблении; зимою шубы, визитки или ватные полукафтаны; но сапоги с белыми голенищами составляют, кажется, особое украшение и любимы всеми, холостые зимою в полушубках, шапках бараньих и кошачьих или котиковых, шароварах и сапогах. У каждаго холостаго чулки должны быть видны из голенищ пальца на два или на три, а потому у многих они вяжутся из разноцветной шерсти; в дополнение украшения выпускается из кармана конец платка. Красный цвет весьма любимый. В последнее время вошли во всеобщее употребление красныя чулки и перчатки. В воскресной или праздничной одежд корелы наблюдают чистоту и опрятност, но в жилищах и повседневной одежде их видна грязь и небрежность. Корел тот же чухна. Избы корела моются редко, печи белятся еще того реже. Так, у корелов вымываются избы не более 4 раз в год, а именно: к Пасхе, Рождеству, местному празднику и перед посевомъ яровых хлебов. В редких домах населения изменяется этот порядок.

15. Одежда народов Поволжья (удмурты, мари, чуваши)

§ Одежда и украшения

§ Народный костюм удмуртов красочен и разнообразен. В нем можно выделить два подтипа: северный и южный.

§ Крестьянская одежда делилась на празд­ничную и будничную. Особый комплект составляла обрядовая одежда. Кроме того, одежда различалась по полу и возрасту владельца. Изготовлялась она из тканей домашнего производства: льняного бе­лого и цветного холста, пестряди, шерстяной до­мотканины, сукна.

§ Для окраски тканей использовались раститель­ные красители, свойства которых знала каждая женщина. Так, из мха-плавуна крестьянки получа­ли синюю и сиреневую краски, из подмаренника ­красную, из ольховой и дубовой коры - коричне­вую, крапивы - зеленую, для получения черного цвета к растительным красителям добавляли желез­ные квасцы и так далее. В XVIII веке стали приме­няться покупные красители, в частности «кубовая» (синяя, индиго) краска, появились и специалисты, предлагающие свои услуги по покраске тканей.

§ Особенности удмуртского народного костюма наиболее ярко отражал комплект женской одежды северных удмуртов. В нем преобладал белый цвет. Одежда богато украшалась вышивкой. Для вышив­ки и отделки использовали шелковые нитки, гарус, позумент, кумач, золотые и серебряные нити. Тех­ника вышивки отличалась сложностью, использова­лись старинные и трудоемкие швы: счетная гладь, косая стежка, набор и другие приемы. Безупречный вкус мастериц проявлялся в сочетании цвета и эле­ментов сложного орнамента. Кроме того, традици­онные узоры, каждый из которых имел свое обо­значение, несли магическую нагрузку, в частности выполняли роль оберега.

§ Более скромным в отношении вышивки и укра­шений был девичий костюм. Нижняя рубашка на груди украшалась треугольничком из красной тка­ни и вышивкой мелким узором. Он располагался ближе к левой стороне груди и охранял от порчи и сглаза. Другим отличием девичьей рубашки яв­лялась вышивка, располагавшаяся на рукаве око­ло плеча. Узор выполнялся шерстяными нитками красного и черного цветов. На белом холсте конт­растные геометрические фигуры смотрелись строго и очень декоративно. На нижнюю рубаху и в деви­чьем, и в женском костюмах надевался верхний рас­пашной халат - шортдэрем - с ложными рукава­ми. На девичьем распашном халате украшали лишь треугольные отвороты ворота, плечи и подол.

§ Женский костюм, особенно праздничный и сва­дебный, богато украшался узорами. Ткань для свадебной одежды готовили из качественно обра­ботанного льна. Для придания особой, светящейся, белизны ее неоднократно выдерживали на сильном морозе. Широкая продольная вышивка на рукаве и по подолу выполнялась блестящими шелковыми нитками, подол украшался широкой полосой ку­мача. Свадебный распашной халат расцвечивался шелковыми полосами по стану. Поверх платья на­вешивали множество украшений. Это были ожерелья из желтых и голубых бус вперемежку с серебряными монетами или из крупных серебряных монет с подвешенным посе­редине медальоном (дэмдором) со знаком рода - воршуда, к которому принадлежала невеста.

§ Особенной популярностью пользовались серебряные украшения. Многие ювелирные украшения изготовляли местные мастера и ювелиры-отходники, иногда на них стави­лись знаки собственности (тамги) владель­ца. Звон металла, который сопровождал каждый шаг невесты, должен был оберегать ее от воздействия злых духов, от несчастий. Эту же роль выполняли колокольчики и бу­бенцы свадебного поезда.

§ Одним из важных элементов свадебно­го и праздничного костюма был нагрудник (кабачи), который надевался под верхний халат. Он представлял прямоугольный отрез холщовой ткани с плотной вышивкой из красного и черного шелка с коричневыми и синими вкрап­лениями. Узоры на нем изображали птиц, головки коней. В центре размещалась восьмилучевая звез­да - толэзё пужы (лунный знак), символ женского начала. Свадебный костюм завершался нарядным передником, украшенным яркими лентами, полос­ками тесьмы и вышивкой бисером и мишурой.

§ Дополнением одежды были головные уборы.

§ Девушки носили унизанную серебряными монетами и украшенную бусами и раковинами каури шапоч­ку (такъя). Женский головной убор айшон имел высокую твердую основу, на которую нашивались серебряные монеты. Сверху и сзади он накрывался платком (сюлык) с богатой вышивкой, тоже исполненной огромного магического значения. Эти голов­ные уборы представляли собой большую ценность не только в художественном, но и материальном отношении.

§ Обязательной принадлежностью мужской одеж­ды был ремень с железной пряжкой, к которому на особой скобе прикреплялись железный топор, нож в кожаных ножнах и кожаная сумка с кремнем, огнивом и трутом. Женщины на поясе носили не­большую сумочку и игольницу. Это позволяло им любую свободную от хозяйственных забот минуту использовать для рукоделия.

§ Мужскую рубаху шили из белого холста, шта­ны - из холста более темных тонов. В холодное время надевали верхний кафтан (сукман) из полу­шерстяной домотканины, длинный кафтан из тол­стого сукна (дукес) и шубу из овчины. Летом муж­чины носили шляпы, зимой - шапки.

§ Изготовление одежды, начиная от посева, всех этапов обработки льна, прядения, по краски пряжи, ткачества до раскроя и пошива, было целиком уде­лом женщин. На все это затрачивал ось огромное количество времени и сил. Подготовкой приданого девушки начинали заниматься с отрочества. Каж­дая девушка до выхода замуж успевала соткать, сшить и вышить до 10 пар платьев, не говоря уже о подарках в виде рубах, полотенец, скатертей для родни будущего мужа. За свою жизнь удмуртская женщина изготавливала до 50 платьев для себя и огромное количество разнообразной одежды для членов семьи. При этом она на равных с мужчиной участвовала в хозяйственных работах.

§ На ноги надевали чулки и носки без пяток, вязанные из шерсти или сшитые из холста, обували лыковые лапти, башмаки, а зимой – валенки.

§ В качестве верхней летней одежды у северных удмуртов служил халат из белого холста с короткими рукавами, а у южных – камзол или безрукавка (распашная одежда до колен, сшитая в талию). Более теплой верхней одеждой были суконный кафтан или овчинная шуба, иногда покрытая какой-либо тканью.

§ Очень сложным и разнообразными были старинные головные уборы удмуртов. Головной убор, как и прическа, был связан с определенным возрастом, символизировал то или иное положение женщины в семье. По форме и внешнему облику удмуртские женские головные уборы подразделяются на 4 группы: 1) покрывала, платки, полотенца; 2) повязки, налобники, венки; 3) мягкие шапки, чепцы; 4) высокие твердые уборы конусообразной и лопатообразной формы.

http://www.udmrbdu.ru/dress-udm.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: