Неоэволюционизм

Основателями неоэволюционизма считаются Л. Уайт и Дж. Стюард. Во многом поддерживая своих предшественников (эволюционистов), они отвергали однолинейность развития культуры, предлагая несколько концепций эволюции.

Структурализм

Его можно разделить на две части: 1. Структурный функционализм (идет от трудов функционалистов Б.Малиновского и А.Радклифф-Брауна). Одним из основателей является Э.Эванс-Притчард. В основе его теории — понятие о том, что описание фактов подчиняется определенной социологической теории. Так, например, «политическая система» состоит из базы материального производства и всей общественной жизни, экологической среды, родоплеменной структуры, системы возрастных классов. Важным понятием является «структурное пространство» — расстояние не физическое, а основанное на родоплеменном отношении.

2. Французский структурализм. Основателем считается Леви-Стросс. Главной его идеей было единство человеческого разума на всех стадиях развития, и строгое логическое мышление с преобладанием сознательного и разумного. Все явления в глазах людей имели свою логичность.

4. Объект этнографической науки. Определение и содержание понятия этнос

Этнос (народ) – это особый вид социальной группировки, возникающий не по воле людей, а в результате естественноисторического процесса. Каждый этнос обладает определённым внутренним единством и специфическими чертами, отличающими от всех образований того же типа (Значительную роль играет самосознание (Антитеза «мы» - «они») – осознание членами этноса своей принадлежности к нему, связанное с ограничением от других этносов и проявляющегося в употреблении общего самоназвания – этнонима).

Критерии (черты и основные особенности различных этносов):

· Единый язык (Главное средство общения лиц, входящих в соответствующий этнос)

· Общность происхождения (определённая общность исторических судеб членов этноса и их предков на всем протяжении его существования)

· Общность культуры (В первую очередь тех её компонентов, которые имеют традиционный, массовых характер, проявляясь в повседневном быту: традиционные виды жилища, хоз. утвари, пищи, одежды. Кроме того, обычаи, обряды, верования – духовную культуру)

· Общая территория проживания (т.к. этногенез обусловлен непосредственными контактами входящих в него людей. Однако, выступив как условие формирования этноса, не является обязательным фактором существования этноса)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: