Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие. Важное место занимает изучение этногенеза — истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям.
В этнографии общефилософское понятие “культура”, учитывая, что целенаправленная (т. е. культурная) деятельность человеческих коллективов совершается в определенную историческую эпоху и в конкретных физико-географических условиях, трактуется как совокупность выработанных данным этносом явлений и объектов материальной и духовной жизни, являющихся его спецификой, находящей отражение в языке и отличающей один этнос от другого. Подобная трактовка отвергает иерархию культур и тем самым расистское противопоставление одних этносов другим.
Этнографы различают материальную и духовную культуры. Материальная культура—объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определенные временные периоды, как-то: орудия труда, жилище и хозяйственные постройки, пища (сюда же входят культурные растения и домашние животные), одежда и украшения, средства транспорта и связи. Духовная культура — выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека), различных видов искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.
6. Антропологическая классификация населения мира
Антропологическая классификация основана на внешнем различии человечества. Согласно этой классификации народы делятся на расы, которые в свою очередь также имеют подтипы.
Расы – это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственные морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определённых пределах. Современные расы начали складываться в позднем палеолите, и с тех пор они постоянно изменяются.
Признаки, по которым выделяются расы, очень различны:
· Форма волос головы и степень развитости третичного волосяного покрова.
· Окраска (пигментация) кожи и волос.
· Рост, вес, пропорции тела.
· Данные о генах, группах крови, папиллярных узорах(на пальцах), форме зубов.
Выделяются 4 больших расы:
1. Европеоидная
2. Монголоидная
· Континентальная ветвь
· Тихоокеанская ветвь
· Арктическая (эскимосская) ветвь
3. Негроидная
· Негры
· Негрили (пигмеи)
· Бушмены
· Готтентоты
4. Австралоидная
· Папуасы
· Меланезийцы
· Негритосы
· Веддоиды
· Австралийцы
Существует так же много переходных групп. Айны (м+а); Метисы (е+м); Мулаты (е+н)
7. Хозяйственно-культурные типы народов мира
Только хозяйственно-культурная классификация является собственно этнографической и основывается на этнографических методах изучения хозяйства и культуры. При одном и том же уровне социально-экономического развития в одинаковых условиях природно-географической среды у народов возникают сходные явления в хозяйстве и материальной культуре. Сходные по этим признакам народы классифицируются в хозяйственно-культурные типы (1955 г Чебоксаров и Левин). Основными определяющими элементами ХКТ являются характер и уровень развития хозяйства.