Б.Малиновский (в центре) и туземное население островов Тробриан, «Задача этнографа заключается не в том, чтобы выяснить историю происхождения тех или иных институтов, а чтобы показать их значение в данном обществе, его интереснейшую культуру и обычаи».
Основоположником считается Б. Малиновский и А. Рэдклифф-Браун. Основа учения базировалось на понятие «культуры», как целого и основного. Культура служит нуждам индивида (по Б. Малиновскому) или всему обществу (А. Рэдклиф-Браун) и прежде всего трем основным потребностям — базовым (пища и др.), производным (распределение продуктов жизнедеятельности, в защите поселений, контролю рождаемости), интегративным (законы, религия и др.). Особой вклад ученого состоит в обращении внимания этнографов на полевые исследования, их социальная ответственность:
Задача этнографа заключается не в том, чтобы выяснить историю происхождения тех или иных институтов, а чтобы показать их значение в данном обществе и показать это с определенной целью, не ради большей точности описания, но чтобы научить колониальные власти и предпринимателей, имеющих дело с этим народом, как нужно обращаться с ним для более удобного достижения своих целей.
|
|
Психологическая школа, психорасизм в этнографии США.
Теория З. Фрейда
Возникновение этого псевдоучения связано с трудами З. Фрейда «Тотем и табу» и трудами К. Г. Юнга. В данных произведениях, без привлечения ни этнографических, ни исторических, ни фольклорных источников, авторы описывали свои видения данного вопроса:
По Фрейду, происхождение культуры связано с «убийством первобытного отца». Фрейд рисует следующую далекую от идиллии картину: первобытная орда, отец -деспот обладает всеми женщинами и не дает сыновьям приближаться к ним. Влечение сыновей в конце концов приводит к убийству отца и его поеданию. Впоследствии сыновья испытали огромное чувство вины и установили запрет на кровосмешение — инцест внутри рода и на отцеубийство. Оба запрета образовали так называемый «эдипов комплекс», который передается по наследству и является базисом культуры. С тех пор культура стала не чем иным, как системой норм и запретов, где присутствует психологический конфликт — бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия или кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. Чем выше стадия развития культуры, тем больше усложняется общественное поведение и психика превращается в «бурлящий котел возбуждений» — отсюда войны, революции, преступления. И коль скоро, по Фрейду, культурный процесс — это особое видоизменение жизненного процесса, происходящее под влиянием задач, которые ставит перед человеком Эрос, и под воздействием Ананке — внешней необходимости, то ценой прогресса стала утрата счастья — исполнения сексуального влечения.
Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии
Учение возникшее после Второй мировой войны. Одной из главных идей которой, было признание обособленности каждых народов, их культурная идентичность. Представители теории — Т. Норсроп и М. Херсковиц.