Билет№12

1.Страноведческая характеристика Юго-Восточной Азии.

1) Эгп.

это субрегион Азии, площадь которого 5 миллионов км2. На территории этого региона проживает около 600 миллионов человек. Карта Юго-Восточной Азии различна, но в основном к ней причисляют 11 стран, расположенных между Китаем, Индией и Австралией.

В геологическом отношении страны Юго-Восточной Азии находятся в одном из самых вулканических регионов планеты. Но это компенсируется тропическим климатом, разнообразной природой, которая захватывает своим разнообразием и количеством экзотических растений и животных.

2) Население Юго-Восточной Азии составляет около 600 миллионов человек, а более 1/5 из них живет на острове Ява (Индонезия), самом густонаселенном острове в мире. Индонезия считается самым густонаселенным государством, численность населения равна 230 миллионам человек. Около 30 миллионов человек в регионе — это китайские эмигранты, проживающие в Малайзии, Филиппинах, Индонезии, Сингапуре и Тайланде.

Народы Юго-Восточной Азии разнообразны. В основном можно встретить малайцев, лао, тайцев, вьетнамцев, семанги, бирманцев, филиппинцев, индонезийцев, яванцев, а так же многих других менее численных народов.

3) природно-ресурсный потенциал: Район крайне однороден в отношении тектонической структуры и рельефа: в его пределах отмечается наибольшая на земле амплитуда высот, здесь расположены как древние докембрийские платформы, так и области молодой кайнозойской складчатости, грандиозные горные страны и обширные равнины. Вследствие этого минеральные ресурсы Азии очень разнообразны. В пределах Китайской, Индостанской платформ сосредоточены основные бассейны каменного угля, железной и марганцевой руд, нерудных ископаемых. В пределах альпийско-гималайского и тихоокеанского складчатых поясов преобладают руды. Но главное богатство региона, определяющее также и его роль в МГРТ, - это нефть. Запасы нефти и газа разведаны в большинстве стран Юго-Западной Азии, но основные месторождения находятся в Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране.Агроклиматические ресурсы Азии неоднородны. Обширные массивы горных стран, пустынь и полупустынь мало пригодны для хозяйственной деятельности, за исключением животноводства; обеспеченность пашней мала и продолжает сокращаться (так как растет население и увеличивается эрозия почв). Но на равнинах востока и юга создаются довольно благоприятные условия для земледелия.В Азии находится 3/4 орошаемых земель мира.

4) общая характеристика хозяйства: Роль зарубежной Азии в целом в мировом хозяйстве в последние десятилетия значительно возросла. Но различия в уровнях развития и специализации отдельных стран выражены здесь лучше, чем в зарубежной Европе.Можно выделить 6 групп стран: Япония - занимает обособленное положение, так как это "держава № 2" западного мира, единственный член "большой семерки" в этом регионе. По многим важным показателям занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Запада; Китай и Индия - также добились больших успехов в экономическом и социальном развитии за короткое время. Но по душевым показателям их успехи пока невелики;новые индустриальные страны Азии - Республика Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, а также входящие в АСЕАН Таиланд и Малайзия. Сочетание выгодного ЭГП и дешевых трудовых ресурсов сделало возможным при участии западных ТНК провести в 70-80-х гг. перестройку экономики по японскому образцу. Но их экономика ориентирована на экспорт;нефтедобывающие страны - Иран, Ирак, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива, которые благодаря "нефтедолларам" за короткий срок сумели пройти путь развития, на который им потребовалось бы несколько столетий. Сейчас здесь развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли;страны с преобладанием в структуре промышленности горнодобывающих отраслей или легкой промышленности - Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания;наименее развитые страны - Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен - в этих странах современная промышленность практически отсутствует.отрасли специализации промышленности

6) отрасли специализации сельского-хозяйства: Сельское хозяйство региона недостаточно обеспечено земельными ресурсами из-за высокой плотности населения. В нем преобладает земледелие над животноводством, большими являются расходы ручной работы на единицу земельной площади и низкая товарность хозяйств. Техника и технология большей частью очень примитивные. Растениеводство. Субтропическое и тропическое земледелие составляет основу хозяйства всех стран. Юго-Восточная Азия - наибольший в мире регион по выращиванию риса - главной сельскохозяйственной культуры. Урожаи его собирают по 2-3 раза в год, общий объем составляет 126,5 млн т (1/4 мирового производства). В Индонезии, Таиланде, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек Иравады и Менема. Главными сельскохозяйственными культурами в регионе также являются: — кокосовая пальма - дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло). На регион приходится 70 % их мирового производства, на Малайзию - до 49 %;— гевея - до 90 % мирового производства натурального каучука приходится на страны региона (Малайзия - 20 % мирового производства, Индонезия, Вьетнам); — сахарный тростник (особенно Филиппины и Таиланд); — пряности (повсеместно);— орхидеи (Сингапур - мировой лидер по их выращиванию)— кофе (Лаос);— опиумный мак

(выращивают в районе «Золотого треугольника» - труднодоступного региона на границе территорий Таиланда, Лаоса). Заметными производителями и экспортерами ананасов являются Таиланд, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. В Индонезии и Малайзии выращивают перец. Также в странах региона культивируют саго, маниок, какао, арахис, овощи и фрукты, джут и т.п. Животноводство. Развито очень слабо из-за дефицита пастбищ, распространения тропических болезней животных. Скот используется преимущественно как тягловая сила. Общее поголовье составляет 45 млн свиней, 42 млн голов большого рогатого скота, 26 млн коз и овец и почти 15 млн буйволов. Свиней не разводят мусульманские народы.Повсеместно распространенно морское и речное рыболовство. Ежегодно страны вылавливают до 13,7 млн т рыбы. Рыба из пресных водохранилищ полностью используется на внутреннем рынке, а значительное количество морской рыбы вывозится. Таиланд экспортирует также разнообразные виды тропических рыбок, предназначенных для аквариумов. Основой сельскохозяйственного производства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занято большинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большую часть бюджетных доходов.

7) Особенности транспортной системы. В целом транспорт региона развит неравномерно. Немногочисленные железные дороги связывают основные товаропроизводительные районы со столицами. Общая их протяжность - 25 339 км, а Лаос и Бруней железных дорог не имеют. В последнее время быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт. Общий парк насчитывает 5,8 млн пассажирских и 2,3 млн грузовых автомобилей.

транспорт Главную роль во всех странах играет водный транспорт, в полуостровных — речной, островных — морской. Важное значение в транспортном комплексе имеет Малаккский пролив (длина его — 937 км, наименьшая ширина — 15 км, наименьшая глубина на фарватере — 12 м). Для перевозок между островами используют и парусники. Собственные торговые флоты имеют Сингапур (11,4 млн бр.-реестр, т), Таиланд (2,5 млн бр.- реестр, т), Индонезия (2,3 млн бр.-реестр, т.). Сингапурский порт является одним из наибольших в мире по суммарному грузовому обороту (280 млн т) и третьим после Роттердама и Сянгана по обработке морских контейнеров (14 млн условных товарных единиц). Большими портами являются Хошимин, Хайфон, Дананг (Вьетнам), Джакарта, Сурабая (Индонезия), Куантан, Клан, Кота-кина-балу (Малайзия), Бангкок (Таиланд) и т.п.. Существенно прогрессирует в регионе авиатранспорт. Функционируют 165 аэропортов с постоянными рейсами. На протяжении последних лет лидирует в мире по качеству обслуживания и эффективности работы аэропорт Чанги (Сингапур). Ежегодная пропускная способность его достигла 24 млн авиапассажиров, в ближайшее время она может возрасти до 60 млн пассажиров. Основные рейсы между внутренними аэропортами осуществляют национальные авиакомпании «Гаруда»

(Индонезия), «Сингапур Эйрлайнз» (Сингапур). Главные железнодорожные и шоссейные пути соединяют порты стран с их внутренними районами и обслуживают преимущественно внешнеэкономические связи.

9) внешне-экономические связи:

Аграрно-сырьевая ориентированность экономики связывает страны региона с мировым рынком. Экспорт товаров для них является важнейшим источником иностранной валюты.

В экспорте (422,3 млрд долл.) преобладают:

— в Брунее - нефть и газ;

— в Вьетнаме - хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия, каучук, чай, резиновая обувь, рис;

— в Индонезии - нефть и газ, сельскохозяйственные продукты, фанера, текстиль, каучук;

— в Камбодже - каучук, дерево, канифоль, фрукты, рыба, пряности, рис;

— в Лаосе - электроэнергия, продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности, кофе, оловянный концентрат;

— в Малайзии - нефть и газ, каучук, олово, пальмовое масло, дерево, электроника, текстиль;

— в Сингапуре - оборудование, приборы, машины, продукция легкой промышленности, электроника;

— в Таиланде - рис, каучук, олово, кукуруза, маниок, сахар, текстиль, кенаф, джут, тиковое дерево, интегральные схемы;

— на Филиппинах - кокосовое масло, медный концентрат, копра, бананы, сахар, золото, электронное оборудование.

Главными импортными товарами (364,0 млрд долл.) являются: нефть и нефтепродукты, машины, оборудование, сталь, химические товары, транспортные средства, медикаменты и т.п.. Сингапур является местом больших международных торгово-промышленных выставок, научно-технических симпозиумов и конференций (700-750 в год).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: