Тема№10: Определение «должной» массы тела и росто-весовых индексов

Цель работы: определить «должную» массу тела и сопоставить ее с массой тела обследуемого индивида, произвести оценку массы тела с помощью росто-весовых индексов Кетле и BMI.

Оборудование: нормативные таблицы.

Максимально допустимая масса тела (по А.И. Киеня, Ю.И. Бандажевскому) Таблица 8.

Рост, см Возраст, лет
20-29 30 – 39 40 – 49 50 – 59 60 – 69
  М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж
  51,3 48,9 56,7 53,9 58,1 58,5 58,0 55,7 57,3 54,0
  53,1 51,0 58,7 55,0 61,5 59,5 61,0 57,3 60,3 55,9
  55,3 53,0 61,6 59,1 64,5 62,4 63,8 60,2 61,9 59,0
  58,5 55,8 64,4 61,5 67,3 66,0 65,8 62,4 63,7 60,9
  61,2 58,1 67,3 64,1 70,4 67,9 68,0 64,5 67,0 62,4
  62,9 59,8 69,4 65,8 72,3 69,9 69,7 65,8 68,2 64,6
  64,6 61,6 71,0 68,5 74,4 72,2 72,4 68,7 69,1 66,5
  67,3 63,6 73,9 70,8 77,2 74,0 75,6 72,0 72,2 70,7
  68,8 65,2 74,5 71,8 78,0 76,5 76,3 73,8 74,3 71,4
  70,8 68,5 76,2 73,7 79,6 79,2 79,5 74,8 76,0 73,3
  72,7 69,2 77,7 75,8 81,0 79,8 79,9 76,8 76,9 75,0
  74,1 72,8 79,3 77,0 82,8 82,7 81,1 77,7 78,3 76,3
  77,5 74,3 80,8 79,0 84,4 83,7 82,5 79,4 79,3 78,0
  80,8 76,8 83,3 79,9 86,0 84,6 84,1 80,5 81,9 79,1
  83,0 78,2 85,6 82,4 88,0 86,1 86,5 82,4 82,8 80,9
  85,1 80,9 88,0 83,9 89,9 88,1 87,5 84,1 84,4 81,6
  87,2 83,3 90,6 87,7 91,4 89,3 89,5 86,5 85,4 82,9
  89,1 85,5 92,0 89,4 92,9 90,9 91,6 87,4 88,0 85,8
  93,1 89,2 95,0 91,0 96,6 92,9 92,8 89,6 89,0 87,3
  95,8 91,8 97,0 94,4 98,0 95,8 95,0 91,5 91,5 88,8
  97,1 92,3 99,5 95,8 99,9 97,4 99,4 95,6 94,8 92,9

Ход работы:

1. Рассчитать «должную» массу тела и процент отличия от нее реальной массы тела.

На основании сведений о поле (М-мужчины, Ж - женщины), возрасте, росте определяем массу тела и рассчитываем процент отклонения от нее реальной массы тела (табл. 8).

Принимая табличное значение должной массы тела за 100%, рассчитываем процент разницы реальной массы и табличной.

Считается, что превышение должной массы тела на 15-29% соответствует ожирению 1 степени, на 30-40% - ожирению 2 степени, на 50 – 100% ожирению 3 степени.

2. Произвести упрощенный расчет должной массы тела.

Упрощенный расчет должной массы тела производится при использовании индекса Брока:

Вес(кг) = Рост (см) – 100, при росте 155 – 164 см;

Вес(кг) = Рост (см) – 105, при росте 165 – 174 см;

Вес(кг) = Рост (см) – 110, при росте 175 см и выше.

Принимая упрощенное значение должной массы тела за 100%, рассчитываем процент разницы реальной массы и должной.

3. Рассчитать росто-весовой индекс Кетле.

Индекс Кетле = Масса (г) / Рост (см).

В норме он равен для женщин 325 – 375 г/см, для мужчин 350 – 400 г/см.

4. Оценить степень оптимальности массы тела и риск развития некоторых заболеваний по индексу телесной массы «BMI»:

BMI = Масса (кг) / Рост2 (м).

BMI, равный 17 – 21, соответствует наименьшей предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АНТРОПОЛОГИЯ»

Семинар №1

1. Предмет, методы, задачи антропологии.

2. Основные разделы антропологии.

3. Основные этапы развития антропологических знаний.

4. Представление о человеке в античной философии.

5. Научные знания о природе человека в эпоху возрождения.

6. Исследования К.Линнея, Ламарка, Ч.Дарвина. История антропологии в России.

Семинар №2,3

1. Морфология.

2. Индивидуальная изменчивость физического типа человека.

3. Возрастные изменения.

4. Половой диморфизм.

5. Влияние условий окружающей среды на особенности физического типа.

6. Строение кожи, волос. Пигментация.

7. Размеры тела.

8. Пропорции и масса тела.

9. Скелет туловища и конечностей.

10. Основные характеристики черепа.

11. Классификации типов телосложения (Э.Кречмер, У.Шелдон).

Семинар №4

1. Общая характеристика отряда приматов и его подразделений.

2. Систематика приматов.

3. Образ жизни и общие морфологические признаки отряда приматов.

4. Подотряд антропоидов (человекоподобных).

5. Семейство человекообразных обезьян.

6. Сходство с человеком.

7. Подсемейство гиббоновых, орангутангов и африканских антропоморфных обезьян.

8. Степень близости к человеку отдельных родов высших обезьян.

9. Ранние представления о месте человека в системе животного мира.

10. Система природы К. Линнея. Работы Т. Гексли.

11. Признаки приспособлений к прямохождению у человека.

12. Передние конечности человека. Строение черепа и головного мозга. Редукция волосяного покрова.

13. Асимметрия тела.

14. Общая характеристика анатомического строения человека.

Семинар №5

1. Парапитек. Плиопитек. Дриопитек. Рамапитек. Австралопитек. Основные находки и их характеристики.

2. Способы передвижения, строение зубов, особенности черепа.

3. Древность находок.

4. Среда обитания и образ жизни.

5. Первые орудия труда.

6. Место австралопитеков в систематике высших приматов.

Семинар №6

1. Находка питекантропа на острове Ява.

2. Характерные особенности строения черепа, скелета, конечностей обезьяночеловека.

3. Синантроп, его особенности, орудия труда, подтверждения двуногого хождения.

4. Гейдельбергский человек.

5. Различия и сходство с современным человеком.

6. Атлантроп.

7. Общий обзор останков древнейших людей.

Семинар №7

1. Находка палеантропа из Ля-Шаппель-о-Сен.

2. Черты сходства с синантропом и питекантропом.

3. Родезийский человек.

4. Костные остатки из северо-западной Африки.

5. Находки в пещере Киик-Коба.

6. Находки в долине Неандерталь.

7. Общая характеристика неандертальцев.

8. Три стадии в развитии древних людей.

9. Время и место появления человека современного типа.

10. Находка из Кро-Маньон.

11. Культура орудий труда кроманьонца.

12. Наскальная живопись.

13. Захоронения.

Семинар №8

1. История проблемы происхождения человека.

2. Теория происхождения человека Ламарка.

3. Эволюционное учение Ч.Дарвина.

4. Труды Т.Гексли, Э.Геккеля, А.Уоллеса.

5. Доказательства происхождения человека от низших форм.

6. Современные представления о предке человека.

7. Гипотеза о древесной жизни прачеловека.

8. Генеалогия человека.

9. Данные онтогенеза. Древность человека. Прародина человека.

10. Предпосылки трудовой деятельности человека.

11. Структура кисти руки.

12. Манипулирование с предметами.

13. Освобождение верхних конечностей в связи с прямохождением.

14. Групповой образ жизни.

15. Сотрудничество и кооперация.

16. Совершенствование координации движений и развитие мозга.

17. Соотношение морфологической эволюции и трудовой деятельности.

18. Зарождение речи и разделение труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: