Цель работы: определить «должную» массу тела и сопоставить ее с массой тела обследуемого индивида, произвести оценку массы тела с помощью росто-весовых индексов Кетле и BMI.
Оборудование: нормативные таблицы.
Максимально допустимая масса тела (по А.И. Киеня, Ю.И. Бандажевскому) Таблица 8.
Рост, см | Возраст, лет | |||||||||
20-29 | 30 – 39 | 40 – 49 | 50 – 59 | 60 – 69 | ||||||
М | Ж | М | Ж | М | Ж | М | Ж | М | Ж | |
51,3 | 48,9 | 56,7 | 53,9 | 58,1 | 58,5 | 58,0 | 55,7 | 57,3 | 54,0 | |
53,1 | 51,0 | 58,7 | 55,0 | 61,5 | 59,5 | 61,0 | 57,3 | 60,3 | 55,9 | |
55,3 | 53,0 | 61,6 | 59,1 | 64,5 | 62,4 | 63,8 | 60,2 | 61,9 | 59,0 | |
58,5 | 55,8 | 64,4 | 61,5 | 67,3 | 66,0 | 65,8 | 62,4 | 63,7 | 60,9 | |
61,2 | 58,1 | 67,3 | 64,1 | 70,4 | 67,9 | 68,0 | 64,5 | 67,0 | 62,4 | |
62,9 | 59,8 | 69,4 | 65,8 | 72,3 | 69,9 | 69,7 | 65,8 | 68,2 | 64,6 | |
64,6 | 61,6 | 71,0 | 68,5 | 74,4 | 72,2 | 72,4 | 68,7 | 69,1 | 66,5 | |
67,3 | 63,6 | 73,9 | 70,8 | 77,2 | 74,0 | 75,6 | 72,0 | 72,2 | 70,7 | |
68,8 | 65,2 | 74,5 | 71,8 | 78,0 | 76,5 | 76,3 | 73,8 | 74,3 | 71,4 | |
70,8 | 68,5 | 76,2 | 73,7 | 79,6 | 79,2 | 79,5 | 74,8 | 76,0 | 73,3 | |
72,7 | 69,2 | 77,7 | 75,8 | 81,0 | 79,8 | 79,9 | 76,8 | 76,9 | 75,0 | |
74,1 | 72,8 | 79,3 | 77,0 | 82,8 | 82,7 | 81,1 | 77,7 | 78,3 | 76,3 | |
77,5 | 74,3 | 80,8 | 79,0 | 84,4 | 83,7 | 82,5 | 79,4 | 79,3 | 78,0 | |
80,8 | 76,8 | 83,3 | 79,9 | 86,0 | 84,6 | 84,1 | 80,5 | 81,9 | 79,1 | |
83,0 | 78,2 | 85,6 | 82,4 | 88,0 | 86,1 | 86,5 | 82,4 | 82,8 | 80,9 | |
85,1 | 80,9 | 88,0 | 83,9 | 89,9 | 88,1 | 87,5 | 84,1 | 84,4 | 81,6 | |
87,2 | 83,3 | 90,6 | 87,7 | 91,4 | 89,3 | 89,5 | 86,5 | 85,4 | 82,9 | |
89,1 | 85,5 | 92,0 | 89,4 | 92,9 | 90,9 | 91,6 | 87,4 | 88,0 | 85,8 | |
93,1 | 89,2 | 95,0 | 91,0 | 96,6 | 92,9 | 92,8 | 89,6 | 89,0 | 87,3 | |
95,8 | 91,8 | 97,0 | 94,4 | 98,0 | 95,8 | 95,0 | 91,5 | 91,5 | 88,8 | |
97,1 | 92,3 | 99,5 | 95,8 | 99,9 | 97,4 | 99,4 | 95,6 | 94,8 | 92,9 |
Ход работы:
1. Рассчитать «должную» массу тела и процент отличия от нее реальной массы тела.
На основании сведений о поле (М-мужчины, Ж - женщины), возрасте, росте определяем массу тела и рассчитываем процент отклонения от нее реальной массы тела (табл. 8).
Принимая табличное значение должной массы тела за 100%, рассчитываем процент разницы реальной массы и табличной.
Считается, что превышение должной массы тела на 15-29% соответствует ожирению 1 степени, на 30-40% - ожирению 2 степени, на 50 – 100% ожирению 3 степени.
2. Произвести упрощенный расчет должной массы тела.
Упрощенный расчет должной массы тела производится при использовании индекса Брока:
Вес(кг) = Рост (см) – 100, при росте 155 – 164 см;
Вес(кг) = Рост (см) – 105, при росте 165 – 174 см;
Вес(кг) = Рост (см) – 110, при росте 175 см и выше.
Принимая упрощенное значение должной массы тела за 100%, рассчитываем процент разницы реальной массы и должной.
3. Рассчитать росто-весовой индекс Кетле.
Индекс Кетле = Масса (г) / Рост (см).
В норме он равен для женщин 325 – 375 г/см, для мужчин 350 – 400 г/см.
4. Оценить степень оптимальности массы тела и риск развития некоторых заболеваний по индексу телесной массы «BMI»:
BMI = Масса (кг) / Рост2 (м).
BMI, равный 17 – 21, соответствует наименьшей предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АНТРОПОЛОГИЯ»
Семинар №1
1. Предмет, методы, задачи антропологии.
2. Основные разделы антропологии.
3. Основные этапы развития антропологических знаний.
4. Представление о человеке в античной философии.
5. Научные знания о природе человека в эпоху возрождения.
6. Исследования К.Линнея, Ламарка, Ч.Дарвина. История антропологии в России.
Семинар №2,3
1. Морфология.
2. Индивидуальная изменчивость физического типа человека.
3. Возрастные изменения.
4. Половой диморфизм.
5. Влияние условий окружающей среды на особенности физического типа.
6. Строение кожи, волос. Пигментация.
7. Размеры тела.
8. Пропорции и масса тела.
9. Скелет туловища и конечностей.
10. Основные характеристики черепа.
11. Классификации типов телосложения (Э.Кречмер, У.Шелдон).
Семинар №4
1. Общая характеристика отряда приматов и его подразделений.
2. Систематика приматов.
3. Образ жизни и общие морфологические признаки отряда приматов.
4. Подотряд антропоидов (человекоподобных).
5. Семейство человекообразных обезьян.
6. Сходство с человеком.
7. Подсемейство гиббоновых, орангутангов и африканских антропоморфных обезьян.
8. Степень близости к человеку отдельных родов высших обезьян.
9. Ранние представления о месте человека в системе животного мира.
10. Система природы К. Линнея. Работы Т. Гексли.
11. Признаки приспособлений к прямохождению у человека.
12. Передние конечности человека. Строение черепа и головного мозга. Редукция волосяного покрова.
13. Асимметрия тела.
14. Общая характеристика анатомического строения человека.
Семинар №5
1. Парапитек. Плиопитек. Дриопитек. Рамапитек. Австралопитек. Основные находки и их характеристики.
2. Способы передвижения, строение зубов, особенности черепа.
3. Древность находок.
4. Среда обитания и образ жизни.
5. Первые орудия труда.
6. Место австралопитеков в систематике высших приматов.
Семинар №6
1. Находка питекантропа на острове Ява.
2. Характерные особенности строения черепа, скелета, конечностей обезьяночеловека.
3. Синантроп, его особенности, орудия труда, подтверждения двуногого хождения.
4. Гейдельбергский человек.
5. Различия и сходство с современным человеком.
6. Атлантроп.
7. Общий обзор останков древнейших людей.
Семинар №7
1. Находка палеантропа из Ля-Шаппель-о-Сен.
2. Черты сходства с синантропом и питекантропом.
3. Родезийский человек.
4. Костные остатки из северо-западной Африки.
5. Находки в пещере Киик-Коба.
6. Находки в долине Неандерталь.
7. Общая характеристика неандертальцев.
8. Три стадии в развитии древних людей.
9. Время и место появления человека современного типа.
10. Находка из Кро-Маньон.
11. Культура орудий труда кроманьонца.
12. Наскальная живопись.
13. Захоронения.
Семинар №8
1. История проблемы происхождения человека.
2. Теория происхождения человека Ламарка.
3. Эволюционное учение Ч.Дарвина.
4. Труды Т.Гексли, Э.Геккеля, А.Уоллеса.
5. Доказательства происхождения человека от низших форм.
6. Современные представления о предке человека.
7. Гипотеза о древесной жизни прачеловека.
8. Генеалогия человека.
9. Данные онтогенеза. Древность человека. Прародина человека.
10. Предпосылки трудовой деятельности человека.
11. Структура кисти руки.
12. Манипулирование с предметами.
13. Освобождение верхних конечностей в связи с прямохождением.
14. Групповой образ жизни.
15. Сотрудничество и кооперация.
16. Совершенствование координации движений и развитие мозга.
17. Соотношение морфологической эволюции и трудовой деятельности.
18. Зарождение речи и разделение труда.