I. Примерная тематика занятий
1. Мастера своего дела.
2. Урок-экскурсия (посещение кузницы, мастера-кустаря и др.).
II. Исследования
1. Какие ремесла были распространены в вашем селении в прошлом? Имена каких мастеров старой деревни сохранились в памяти людей? Какова их судьба в советское время? Соберите примеры перехода мастерства по наследству.
2. Сфотографируйте образцы сохранившегося мастерства ремесленников прошлого: здания, лавки торговцев, кузницы, мельницу. Сфотографируйте мастеров-ремесленников за их работой.
3. Существовало ли в селении предприятие по изготовлению кирпича? (Для справки: старинный кирпич нестандартный, по необходимости фигурный, чаще всего с клеймом мастера.)
4. Попробуйте восстановить технологии изготовления бочек, колес для телег, саней, пимокатного дела, кладки печей, шитья сапог, изготовления лодки, выгонки дегтя, смолокурения, выжига извести, изготовления сбруи и др. Опишите технологии.
5. Были ли в селении профессиональные копатели колодцев? Исследуйте технологию копки колодца, установки сруба. Как определяли место будущего колодца?
|
|
6. Посетите кузницу и изучите процесс ковки и закалки изделия из металла, технологию подковывания лошадей.
III. Творческие работы
Сочинения:
«Дело мастера боится»; «День в мастерской...»; «В гостях у деревенского кузнеца»; «На мельнице».
Изготовьте макеты (по выбору): деревянной кадки, лодки, мельницы, кузницы, деревянных конных саней, телеги и др.
IV. Музей
Экспозиция «Мастера своего дела» (по отдельным ремеслам).
Представьте в музее инструменты ремесленников, их изделия, фотографии изделий. Опишите технологию изготовления. Установите макет-модель действующей мельницы (в разрезе) с демонстрацией помола муки, макет кузницы или кирпичного «завода», станок-кросна, самопряху и др.
Представьте изделия кузнеца: сошники, подковы, гвозди.