Кузнецы

Были практически в каждой старожильческой деревне или селе. Во многих крупных селах встречалось 2 – 3 кузницы. Кузница рас­полагалась чаще всего за деревней. Это было довольно просторное рубленое здание с черными от копоти стенами. В кузнице размещались сложенный из кирпича или камня горн, толстый чурбан с наковальней, чан с водой для закалки поковок, кожаные мехи для нагнетания воздуха, емкость для дре­весного угля, небольшой столик и топчан. Здесь же аккуратно развешива­лись-вкладывались инструменты: клещи, ручники, кувалда, зубилья, мо­лотки разных размеров, кочерга, железная лопатка и др.

Главное для кузне­ца — чтобы было, из чего ковать: в те далекие времена абсолютно невозмож­но было встретить валяющийся на дороге гвоздь или «железку» — все под­биралось и шло в дело. Кузнечное ремесло было окружено многими тайны­ми секретами и чаще всего передавалось от отца к сыну. Впрочем, исследо­ватели отмечали, что во многих селениях кузнецами были ссыльные поселенцы, переселенцы из-за Урала.

Получая за труд чаще всего натуральные продукты крестьянского хо­зяйства, кузнецы чинили оружие, наваривали сошники, делали к боронам зубья, ковали ножи, серпы, ухваты, светцы, дверные пробои, гвозди и многое другое. Хороший кузнец мог выковать топор, долото, деталь для ружья не хуже заводского.

Однако у кузнеца было и более существенное дело — он подковывал лошадей. Для этого около кузницы обязательно делали станок: четыре стол­ба с боковыми перекладинами и засовами.

Кузнец также «надевал» на колеса телег железные шины, «насекал» серпы (нарезал насечку). Круглый год не прекращался стук-перестук моло­та в кузнице, но особенно горячая пора наступала весной: задолго до сева и сенокоса крестьянин приводил в порядок орудия труда и инвентарь. По данным Н.М. Ядринцева, в среднем крестьянская семья расходовала на оплату тех или иных кузнечных работ до 10 руб. в год в денежном выражении.

ПЕЧНИК

Был одним из самых нужных и уважаемых мастеров старой деревни, ибо без печи нет избы, без печи нет жизни в доме. Если переста­вала вдруг у кого из крестьян топиться печь, не видно было утром дыма из трубы, соседи тут же спешили к человеку — что случилось? Вдруг несчастье?

Если икона была духовным центром дома, «матица» связывала семью и под ней решались важнейшие вопросы и заключались сделки, то печь была источ­ником тепла и жизни.

Первоначально печи «били», т.е. на деревянный опечек устанавливали короб по периметру (современное слово — «опалубка»), частично плотно набивали густой, хорошо промешанной глиной, а затем устанавливали деревянный разборный свод — «свинью», вокруг и поверх которого также утрамбовывали глину: для прочности в нее добавляли при замеске соль. Затем выводили трубу — короб на чердаке. Вынимали по частям «свинью», затем, просушив печь, ее слегка начинали подтапливать слабым огнем, чтобы она не потрескалась. Печи получались монолитными, очень прочными. Рассказывают, что, бы­вало, в старину разбирали ветхий дом, а затем строили новый вокруг печи.

В XIX в. печи начали класть из кирпича. Тогда и появились настоящие, творчески работающие печники, потому что в каждой избе они по-своему складывали печь. Печь должна была соответствовать площади дома, ее высота зависела от роста хозяйки, вход в избу и планировка определяли ее местоположение и т.д. Хорошая печь не дымила в избу, «тяга» должна быть такой, чтобы выходил дым и в то же время не выдувало все тепло. Печь не должна быть угарной, но должна быть жаркой и в то же время «экономной» в отноше­нии дров. Кроме того, на печи делалась достаточно обширная лежанка для стариков и детей. И, конечно, хороший мастер клал красивую печь: чтобы была аккуратна, украшена «печурками», карнизами, с гладкой обмазкой. Сибирские печи повсеместно дважды в неделю подбеливали, иногда расписывали узорами и орнаментом.

Хороший печник работал неторопливо, степенно, аккуратно. Основ­ными инструментами были мастерок и кельма. У такого мастера руки во время работы были чистыми. Хозяин от души кормил печника, оплату про­изводил по договоренности. Конечно, в каждой деревне мог быть не один печник, но хороший мастер обычно славился на всю волость.

ГОНЧАР

Обычно снабжал своей посудой волость или целую округу. Для работы ему требовалась хорошая глина и печь для об­жига посуды. Технология изготовления глиняных изделий хорошо известна, но каждый мастер по-особому лепил горшок или кринку. Посуда могла быть «обливной» или «необливной», с узорами или без них. Изготовив дос­таточно большую партию товара, гончар развозил его по деревням. Оплата производилась зерном или деньгами.

Из глины делали корчаги, большие сосуды с узким горлышком, крин­ки, горшки разных размеров для варки пищи, кубышки, ставцы, постав­цы, рыльники, ладки. Гончары лепили из глины также игрушки, сви­стульки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: