Игры и забавы

Праздники и досуг сибиряков, как и везде в России, не обходились без игр, хороводов, песен, танцев. На «вечерках» молодежь любила играть в жмурки — «имальцы». При этом водящему не только завязывали глаза платком, все присутствующие «жгутовали» его — били жгутами, свитыми из платков. Играли в «фанты».

Одна из игр подобного рода была следующей. Жгли лучину и под пение песни «Жил-был курилка» передавали лучину из рук в руки по кругу. В чьих руках лучина потухнет — с того и фант. Играли в «рублики»: монету переда­вали по кругу из рук в руки, водящий, стоя, угадывал, в чьих руках монета. До сих пор известна подобная игра — «Кольцо»: по кругу пускали кольцо на шнурке. Детскими и молодежными играми были «Щука», «Мед­ведь», «Чародей», «Академия», «Золото хоронить», «Соседи», «Иголка» и др.

После Пасхи начинались «улошные» игры на свежем воздухе. Играли в «прятки». При этом в Сибири, писали, принято было водить и прятаться попарно, юноше и девушке. Любимым развлечением были «скакули». Еще в середине XVII в. приезжавшие отмечали, что «в Сибири жонки и девки на досках скачут». Играли в подвижные игры: «Чур, не догонишь», в «разлуку», в лапту. При этом, демонстрируя смелость и силу, подвижность и ловкость, играли как юноши, так и девушки.

Современники описывали, что, играя в лапту, девицы «били по мячу так, что он исчезал из виду». Из игр в мяч любили «Мяч об стенку», «Мяч об землю». Молодые мужчины и подростки любили играть в «бабки», «чехарду», в «свайку», в «городки» — чуги. Впрочем, Н.М. Ядринцев писал, что и девушки-сибирячки повсеместно «играют в чехарду, пред­варительно подчембарившись», т.е. надев штаны — порты.

Очень популярны были хороводы с песнями, многие из них, кроме того, были связаны с игрой. Так, водили хоровод и пели:

Молодица, молодичка,

Ты же молодая!

Подушка, подушечка,

Ты же пуховая!

Кого любишь, кого любишь,

Того поцелуешь,

Пухову подушку

Тому подаруешь…

В центре хоровода «водила» девушка с платком и при последних сло­вах отдавала платок парню по выбору и целовала его.

На Троицу и другие весенние праздники молодые мужчины и юноши занимались гимнастическими «забавами»: перетягивались на палках, боро­лись попарно друг с другом или «край на край», иногда состязались с дру­гой деревней. Для победы нужно было уронить противника три раза.

В начале XX в. наряду с борьбой распространяются в Сибири и кулачные бои. Бились обычно «край на край» — часто старожилы и переселенцы или молодежь старожильческих сел и переселенческих. При этом существо­вали жесткие правила: нельзя было бить «лежачего», ни в коем случае не били ногами, нельзя было бить со спины, сзади, присевшего. Строжайше запрещалось использовать посторонние предметы — в кулаке ничего не должно было быть. Нарушителей традиционных правил била своя же ко­манда. Но все же более распространенными были игры состязательного ха­рактера.

С детства в играх «проигрывалась» взрослая жизнь. И столетие назад дети играли в «дом», в «куклы», в «стряпчие», в «пятнашки», в лапту. Мно­гие игры учили навыкам труда, готовили к взрослой жизни с ее заботами и обязанностями. Большинство игрушек представляли собой уменьшен­ные копии орудий труда, предметов быта, а сами игры способствовали физическому развитию, совершенствованию навыков и умений, глазоме­ра, быстроты, ловкости, взаимовыручки. Важно было понимать друг друга, соблюдать общепринятые правила, «не хлюздить» и не обижаться в случае проигрыша. Игры способствовали гармоничному развитию тела и духа.

В отличие от непрерывного, напряженного летнего труда в течение 3 – 4-х месяцев по 14 – 17 часов в сутки с кратковременными передышками, зимний период был для крестьян непрерывной сменой форм отдыха, чере­дованием более легких зимних работ и забот с увеселениями и праздниками, череды обильных застолий — с днями постов. Сибиряк в прошлом с нетерпе­нием ожидал дней зимнего «веселого сезона». Причем не будем забывать, что веселье и праздники были заслуженной наградой за усердный летний труд. Праздники проходили по традиционным «народным сценариям», ве­селили и развлекали себя сами, скуки не было. И, конечно, народные праз­дники, «посиденки» и «беседы», игры и «гулевания» сплачивали и объеди­няли сообщества старожилов-сибиряков. Традиционная народная культура старой Сибири по-своему поучительна, высокохудожественна и ценна для потомков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: