Масленица. Последняя неделя накануне Великого поста отмеча­лась как праздник Масленицы

Последняя неделя накануне Великого поста отмеча­лась как праздник Масленицы. Праздник этот был «не в числе», устанавли­вался в зависимости от Пасхи, за семь недель до нее. Каждый день масле­ничной недели традиционно отмечался по-своему. Так, обязательно в каж­дом селении и городе, часто в каждом «кутке», «краю» селения устраивали свою горку, по-сибирски — «катушку». Катушка была обязательно пролита водой и заморожена. С первого дня Масленицы начиналось на ней катание людей всех возрастов на санях и санках, а чаще — на коровьих шкурах. Парни катались, держа девушек на коленях. Царило всеобщее веселье, шутки, смех.

Затем происходили, как и в дни святок, массовые катания по улицам на разряженных лошадях в кошевах, мальчики катались на жеребятах-лон­чаках. В эти же дни, со среды, начинались всеобщие «гостевания» — пирования с обильными кушаньями. Ездили в гости к «теще на блины», «на посиделки к золовкам». Непременными масленичными кушаньями на столах были разнооб­разные блины. Современники писали, что блины в Сибири можно отнести к самым любимым блюдам. Разнообразие их поразительно!

В дни Масленицы, особенно в субботу, по улицам ездили на разря­женных «худыми» рогожами и лохмотьями санях и возили «Масленку» на бревне с колесом. В сани садились ряженые, музыканты, разыгрывались шуточные представления. Не менее веселой была игра «Взятие снежного городка». Ее достоверно изобразил на своей картине В.И. Сури­ков.

В последний день Масленицы было «Прощеное воскресенье». Ближе к вечеру все начинали просить друг у друга прощенье за все обиды, слова и поступки, со слезами каялись «за помышления и ябеды». Один из совре­менников писал, что в Сибири в отдельных местах «плач и прощания» сто­яли, как в День Страшного Суда. Прощали все обиды, говорили: «Бог простит» — и целовались троекратно.

Со следующего дня начинался самый значимый, Ве­ликий пост. В первый понедельник после Масленицы — сибиряки называли его «чистым понедельником — мылись в банях — «очищались от грехов масле­ничных». В этот день, по словам этнографа М.В. Красно­же­новой, было принято запряженную лошадь покрывать рыболовной сетью: значит, настал Великий пост и нужно есть рыбу, а не мясо. С началом поста затухало ненадолго веселье в сибирских селениях…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: