Святочные вечера

Святочными сибиряки называли дни от Рождества до Крещенья (Богоявленья). Они делились на собственно Святочные дни, от Рождества до Нового года, и «страшные» вечера, продолжавшиеся с Рождества до Крещенского Сочельника.

В Предрождественский Сочельник готовили лучшие кушанья, варили пиво с травами и ягодой, пекли различные «прикуски», особо тщательно делали уборку в доме и обязательно мылись в бане. На Рождество было принято всем «гостевать». «Сусед к суседу — ходят на беседу», — говорили сибиряки. Гостевания чаще всего шли постоянными многолетними «кумпаниями». В Святочные дни дети, подростки, а местами и взрослые люди ходили по домам со святочной «звездой», кое-где с «вертепами», славили Христа и пели святочные песни, подобные этой:

Славитё, славитё, …А хозяин во дому,

Сами про то знаетё… Што Адам во раю;

Я по булочку пришел, А хозяйка во дому,

По калачику пришел, Што аладья во меду…

И по шанежку пришел.

Славельщиков одаривали деньгами, угощениями. Бывало, что крестьянин-старожил попадал в полосу неудач и «разорения в домохозяйстве», в «худое состояние». Для поддержания семьи он мог объявить себя «христославцем». Снарядив кошеву, он объезжал окрестные зажиточные селения, славя Христа. Согласно общепринятым правилам «христославцы» щедро одаривались зерном, другими продуктами и, благодаря сочувствию и помощи, благополучно выходили из безнадежной ситуации.

В Новогодние ночи дети и подростки ходили по домам односельчан, «посевали» зерном и пели:

Сею-сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом, с животом,

С малым детушкам…

Как и славельщиков, посевальщиков щедро одаривали. Современники отмечали, что за 2 – 3 вечера иной подросток мог «заработать» до 5 – 10 руб.

С Новогоднего вечера, накануне Васильева дня (ныне — с 13 на 14 января), сибиряки верили — на божий свет выходит «нечистая» сила. Повсеместно принимались меры-обереги против «волхитства»: на дверях амбаров, конюшен, стаек, на воротах усадеб рисовали углем или выжигали Рождественской свечой кресты. В Новогодний вечер старались надеть лучшие одежды, ибо «как будешь хорошо одет на Новый год, так и будешь одет круглый год»; «Если приготовишь много перемен блюд и вкусных яств, то сытно будешь есть весь год». По поверьям, старались не давать в долг деньги — недостаток будет, но получать деньги от других — к прибыли.

Молодежь вечерами собиралась на «вечерки» с «игришшами», но только до первых петухов — иначе «набежит нечистая сила, шишкуны». Веселились и «машкированием», ряжением в разные одежды и маски. Вот как описы­вал Н.А. Костров эти увеселения: «К святкам здешний (минусинский) кре­стьянин успел окончить все свои важные дела; теперь ему можно отдохнуть от трудов, можно и повеселиться». Далее следует подробное описание святочных вече­ров. Происходило это примерно так:

…В каждом селении в эти дни устраиваются посиделки пожилых людей: старики и старухи чинно сидят в доме своего сверстника, говорят о своих делах, пьют чай, вино, пиво, но понемногу; на столе — тарелки с пряниками, изюмом, кедро­вым орехом, обязательно рыбный пирог, различные «прикуски»...

На улице раздается шум, говор — кто-то подъехал с колокольцами и бубенчиками к воротам. Двери распахиваются, и входят «машкированные». Это молодежь, человек 15 – 20. Играют на балалайке, гармонии. Старики и старухи стараются узнать, кто под той или иной маской — «личиной». Узнают конечно — все свои. Гости садятся за стол, лакомятся угощеньями, поют и отправляются дальше, в другой дом. Ряженые изменяли походку, голос, манеры, старались насмешить хо­зяев и остаться неузнаваемым».

М.Ф. Кривошапкин описывал некоторые из масок: «бука» — лицо в саже, на голове рога, на ушах лохмотья; «черт» — с рогами и хвостом; «шаман» — в маске, в тунгусском платье, с бубном и обвешан колокольцами; «смерть» — в белой маске, нос из свеклы, с клы­ками из репы, в белых одеждах; «медведь» — человек в медвежьей шкуре, становящийся то на четвереньки, то «на задние лапы».

В «страшные вечера» сибирячки любили гадать: на судьбу, на замуже­ство, на здоровье — болезни, на суженого и даже на жизнь — смерть. Форм гаданий в каждом селении было множество: гадали на проруби, на гумне или в бане, с белым конем на «розстанье» дорог, ворожили со свечами и зеркалами, кольцами и водой и др. Накануне же Крещенья в Сочельник девушки и женщины могли поворожить «на жизнь»: ложку с водой на ночь клали в сенях к порогу. Если замерзала та вода «бугром», то жить, а если «с логом» — помереть. Но далеко не каждая рисковала решиться на подобное гадание…

В Крещенский вечер вся семья садилась вокруг ведра с водой. Заволнуется вода — все бегут на улицу — «открываются небеса»! Просили, что пожелается, считали, что все пожелания исполняются, а счастливому человеку Бог по­шлет особую милость.

В день Крещенья (Богоявленья) ходили молиться на «яр­дань» — про­рубь, украшенную еловыми веточками, освященную священником. Наби­рали воду на весь год — она считалась «святой», умывались ею, а те, кто «машкаровался» и, тем более, надевал маску черта, обязательно старались иску­паться в проруби. На заре в Крещенье заканчивалось «испытание судьбы», завершались последние гадания. После Крещенья начинался новый период— свадьбы, веселые игрища и вечерки.

Макаренко А.А. Первое январяв ангарских селениях(по новому ст. 14 января).«Новой гот» (год), он же «Васильев день».

Накануне, 31 декабря вечером, сибирская деревенская молодежь обоего пола … бывает занята ворожбой на излюбленные темы — кто и куда выйдет замуж, кто женится, какую возьмет жену и т.п. В Пинчугской волости … ворожба «на Новой гот» сопровождается пением «подблюдных» песен при участии девушек и «холостяжника» (парней), которые собираются для этого в одну из подходящих жилых изб. В этом случае пинчужане поддерживают обычай жителей великорусских губерний Европейской России.

За один стол более десяти человек (девиц и парней) не садится, чтобы на каждого человека пришлось бы по одной песне. Стол покрывают белой скатертью; каждый из участников, взяв кусок хлеба, кладет его под скатерть перед собою; на поданную тарелку складывают десять колец (требуется хорошо знать свои кольца или класть на них «приметки»). Тарелку закрывают «натуго» платком; тогда поют песню; перед окончанием ее кто-нибудь из не участвующих в игре … встряхнув тарелку, вынимает сквозь щелочку в платке первое попавшееся кольцо: чьим оно окажется, тот и «завечает» на себя (загадывает). По этой песне узнается, кто выйдет замуж или женится.

Окончив «подблюдные» песни, приступают к ворожбе. Здесь я отмечу наиболее характерные формы сибирской ворожбы… Надев на безымянный палец правой ноги кольцо, эту голую ногу купают в «пролуби» (проруби). Одну палку гадальщица, допустим, кладет поперек проруби, другою — «замыкат» прорубь; поэтому одна палка обозначает «замок», другая — «ключ»; этим ключом повертывают в проруби три раза «против сонца» и уносят домой; замок остается на месте. С проруби возвращаются «взапетки», приговаривая: «Суженой-ряженой, приходи ко мне просить ключ от проруби, коня поить, кольцо просить!». Какой молодец придет во сне по ключ, тот и женихом будет. Так же ворожат парни себе невест.

Девушки одни ходят на гумно или в баню, чтобы «гумённый» или «банной» погладил подставленную нарочно для этого голую часть тела: мохнатой рукой погладит — к богатому замужеству, и наоборот. Девицы и парни, собравшись в один кружок, воруют на время «белу кобылу» или коня, выводят на «расстаньё» дорог, завязывают ей глаза мешком; а когда на нее сядет девица или парень, до трех раз кружат и отпускают на свободу: в какую сторону пойдет лошадь, туда девушка выйдет замуж, а парень оттуда возьмет жену.

В Новый год, на заре, «челядь» (дети) бегает по избам в одиночку или группами и «посеват» овсом, как это совершается и в России. Зерна бросают в «передней» или «красной угол» (где образа — «Бога»), а сами поют. Маленьких «сеятелей», в которых видят предвестников будущего урожая «хлебушка» и нового счастья для людей, одаривают, чем только могут. Вечером лица обоего пола, от мала до велика, «машкаруютца», т.е. маскируются, кто во что горазд, и посещают избы или «бегают нарятчикам» с целью потешить хозяев. В «откупных» (нанятых) избах затевают «вечёрки» или «вечереньки», с «игришшам», т.е. пением, пляской и разными играми. Но в Васильев день (1 января) на Ангаре «вечереньки» стараются окончить до полночи (первых петухов), чтобы избежать посещения так называемых шиликунов (нечистая сила).

Было однажды, по поверью пинчужан … что на вечерку, затя­нувшуюся далеко за полночь, прибежали черти в виде маленьких людей на конских ногах, в «голых парках» (тунгусская одежда), с острыми головами и разогнали вечеринку. В последующие затем дни производятся обычные работы; но вечерки и маскарады продолжаются с необыкновенным оживлением вплоть до Крещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: