Первая волна (сельскохозяйственная цивилизация)

Элвин Тоффлер

«Третья волна»

(конспект книги)

Аннотация

Элвин Тоффлер рассматривает историю человечества как смену нескольких типов цивилизации («волн»), основное различие между которыми – в технологиях, формирующих основу экономики. А именно, цивилизация Первой волны определялась сельским хозяйством, Второй волны – промышленностью, а цивилизация Третьей волны будет определяться информационными технологиями (книга издана в 1980 г., так что для автора не секрет перспективы ЭВМ – как, кстати, и генная инженерия, и нестабильность финансовых рынков). Вероятно, нужно говорить еще и о «Нулевой волне» – цивилизации, определяемой охотой и собирательством, т. к. доземледельческий мезолит имел уже довольно высокую культуру, чему свидетельством мегалиты и, например, огромные подземные храмы на Мальте, выполненные в виде полой человеческой фигуры. Но у Тоффлера «Нулевая волна» даже не упомянута (впрочем, о ней ничего и не известно, ибо не открыто ни одной мезолитической письменности).

Цивилизации Первой, Второй и Третьей волны различаются, помимо определяющих технологий, своими экономическими, политическими, социальными и культурными институтами. Тоффлер склоняется к мысли (хотя и не утверждает этого категорически), что различия в политике, экономике, социальной жизни, культуре есть прямое следствие основного различия – в господствующих технологиях. Иногда ему удается проследить эти причинно-следственные связи. Региональные различия, по Тоффлеру, второстепенны – так, он демонстрирует, сколько общих черт, присущих цивилизации Второй волны, несли в себе СССР и США. Волну революций XVIII-XIX в.в. Тоффлер трактует как преодоление Второй волной (индустриальная цивилизация, которую могут нести как капитализм, так и социализм) отжившей свое Первой волны (сельскохозяйственная цивилизация, представленная феодализмом).

Основное содержание книги – прогнозы о рождающейся на наших глазах цивилизации Третьей волны. О том, каковы будут экономика, управление, социальная и семейная жизнь, идеология и так далее. Уделяется внимание и признакам кризиса Второй волны, вопросу, почему мы не можем и дальше жить так, как жили до этого. Нужно сказать, что тенденции, тридцать лет назад уловленные Тоффлером, проявляют себя чем дальше, тем больше.

Здесь содержание книги представлено тезисно, конспективно. На семистах страницах оригинальной работы эти тезисы изложены и обоснованы подробно, с бездной фактического (в том числе статистического) материала. Вместе с тем стиль «Третьей Волны» остается стилем хорошей научно-популярной книги – легким и занимательным.

Конспект снабжен авторскими приложениями «Шквалы и зыбь: о чем не сказал Тоффлер» и «Тридцатилетняя Волна: что компьютер и интернет изменили в нашей цивилизации».

Влад Велич.


Первая волна (сельскохозяйственная цивилизация)

Прим. Авт: несмотря на утверждение Тоффлера, что к Первой волне относится вся жизнь человечества с момента изобретения сельского хозяйства до промышленной революции, предложенная им схема хорошо описывает феодальный строй и очень плохо – рабовладельческий (период классического рабства).

· Большинство населения занимается сельским хозяйством.

· Вследствие этого типична большая семья – все родственники живут под одной крышей, чтобы вместе работать на одной земле. Верно для первобытнообщинного строя, патриархального рабства и феодализма. Классическое рабство из этой схемы выбивается. – Авт.

· Хозяйство натуральное. В Римской республике периода классического рабства хозяйство было полунатуральным – усадьба римского землевладельца сама обеспечивала себя всеми продуктами питания, а для продажи производила один, на котором специализировалась. На вырученные деньги покупались изделия ремесленников. То есть имело место быть нечто среднее между вполне натуральным хозяйством, когда усадьба или деревня сама производит для себя абсолютно все, и современным, когда практически все производится не для себя, а для продажи – Авт.

· Вследствие того, что каждая деревня сама производит для себя все необходимое, они независимы одна от другой, общество децентрализовано (феодальная раздробленность), нет настоящей потребности в хороших дорогах и почте – а поскольку на них нет спроса, нет и предложения. В качестве исключения Тоффлер называет древние государства, зависящие от гигантских оросительных систем. Они обязаны были быть сверхцентрализованными. Еще одно исключение – это таки Римская империя, простоявшая полтысячи лет, ибо КПД труда в период классического рабства был достаточно высоким, чтобы излишки превращались в товары и имела место оживленная торговля. Византию считать не будем, ибо от нее уже в VII в. остались рожки да ножки – спасибо арабам, но и халифат не дольше простоял. Тоффлер прав в главном – в период феодализма слишком большие государства очень быстро распадались, т.к. территории не нуждались друг в друге – Авт.

· Нет особых стимулов развивать технологии – продукты сельского хозяйства долго не хранятся, до рынка далеко, по плохой дороге через лес с разбойниками, а излишки все равно отберет феодал. Следствие – крайне медленный экономический рост. Система децентрализованного мира оказалась самоподдерживающейся – потому и просуществовала так долго.

· Используются неэффективные источники энергии – мускульная сила, дрова, реки, ветер.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow