WBãY-OY- | в самсаре | L- | =VàY-L- если (задаться вопросом) |
WÜZ-M- | заблуждение, запутанность | BP\- | область, мир |
CUÔ- | базис, основа | EÔ- | какой, что |
Z\- | из, на, по, в зависимости от | Ü- | причина |
P-YÔC-M- | неведение | FàL-Mã\- | из-за большого |
R×Z- | образ, способ | GÔ-pY- | какой, подобно какому |
Wã-O- | Живые существа | YÔC\- | класс, вид, семейство |
ÜC-CÔ- | шести | ¡ãK-X×Z-KÜ- | как о сферах сферах жизни (объектах действия) |
KMà- | пример, сравнение | CHÔK- | сон |
hÔ-ZP- | сновидение | pY- | как, подобно |
KÜ\- | время | LP- | когда |
JãC-P-PàK-M- | безначальность | ãL- | изъян |
WOW-UÔC-Z- | единственно только | -PàK-Ô- | Непревзойденный |
D-F×O- | просветление | Q-L- | в результате, как только |
YD-\D\- | очистится само по себе | DP- | вопросительная частица (после суффикса D-) |
xP-L- | если подумать, что | PJW-PàK-MY- | что не имеет конца |
C\-M-Kà- | то, что известно | Kà-pY-L- | тогда, таким образом |
Z×C\-\P | или же | Fà-RäK- | громадный |
KP | или же (после суффикса K-) | X×L-Ô-YÔD- | длительное время |
YD-ãZ- | самоосвобождение | Kà-pY- | такого рода |
ZC\-M\ | поскольку является | Kà-YÔD- | сегодня |
L\-OV×D-yà- | начиная с | WOK- | усиленно |
Прошедшее | Настоящее | Будущее | Повелительное наклонение | |
WÜZ-O- | WÜZ-O- | WÜZ-O- | Заблуждаться, путаться (непереходный) | |
¡K-M- | ¡ãK-M- | ¡K-M | ¡ãK- | Испытывать, действовать (переходный) |
\D\-M- | \D\-M- | \D\-M- | Очищаться (непереходный) | |
JãO-M- | WJãO-M- | WJãO-M- | Обретать (непереходный) | |
XãD-O- | XãD-O- | XãD-O- | приходить (непереходный) | |
xP-M- | xP-M- | xP-M- | Думать (непереходный) | |
OQZ-O- | WRZ-O- | OQZ-O- | WRãZ- | Добиваться (переходный) |
WRZ-O- | WRZ-O- | WRZ-O- | Добиваться (непереходный) |
---------------"----------разрыв фрагментов----------"---------------
Урок 11
& 1. Частица полуокончания
У частицы полуокончания есть три формы, которые применяются в зависимости от окончания предшествующего слога:
Ià- после суффиксов na, ra, la и sa
yà- после суффиксов ga, nga, ba, ma, ‘a, и гласных
Kà- после суффикса da
Частица полуокончания может использоваться после любых типов слов: глаголов, существительных, прилагательных и т. д., даже после других частиц. Основная функция частиц полуокончания - это отмечать разрывы в предложении, не являющиеся, однако, его концом. В этом смысле они достаточно похожи на запятую и точку с запятой. В зависимости от взаимоотношений между теми двумя оборотами, которые она соединяет, у частицы полуокончания могут быть различные смысловые оттенки. Это легко увидеть, практически анализируя, каковы взаимоотношения между оборотами. Часто частицу полуокончания можно перевести как “ и ”, “ затем ”, “ но ”, просто запятая или точка с запятой. В нижеприведенных примерах между оборотами существуют различные взаимоотношения, но во всех этих случаях основной функцией частицы полуокончания является разделять два оборота, при этом не делая из них два разных предложения.
WãD\-Ià-ZO- (Он) пришёл и сказал. Это пример “временного взаимоотношения”, когда первый оборот предшествует второму по времени.
WãC-L-O×-PFÔ\-MY-P-RäY-Ià-O×-CÜP-Pã# Ребёнок умер, потому что (я) не почувствовал, что ребёнок лежал под (сидением). Здесь представлено “причинное взаимоотношение”, так как первый оборот выражает причину второго.
ãK-ãC\-CEÔC-PJãD-yà-CHÔ\-PÔ-PJãD-# Ты смотришь на одну сторону, но не смотришь на вторую. Это пример “противительного взаимоотношения”, где первый оборот выражает противоположность второму.
Во всех этих примерах частица полукончания служит для согласования двух глаголов; она служит в качестве “тибетской запятой”.
Другой важной функцией частицы полуокончания является функция соединения утверждения с его дальнейшим объяснением. Это применение очень часто можно найти в философских текстах. В таких случаях частица полуокончания может, например, соединять термин с его определением, утверждение - с доказывающим его аргументом или термин - с его классификацией.
N×D-Mã-LÔ-m-yà# CV×C\-Ô-N×D-Mã-KD-# RäY-OWÔ-N×D-Mã# WKÜ-[à\-Ô-N×D-Mã-KD-# WKÜ- àK-Ô-N×D-Mã-KD-# fP-MY-[à\-MWÔ-N×D-MãWã# Скандх - пять: Скандха Формы, Скандха ощущений, Скандха Распознавания, Скандха Составляющего и Скандха Сознания.
¥-Fã\-EL# PÔ-dC-yà# \-MWÔ-ÔY# Субъект - звук, (он) непостоянен, потому что произведён.
Gà-\-\×-WÜY-Ià# GÔ-pY-L-eÜZ--YO-OKÜL-Z-eÜZ-L-CEÔC-Eà\- Wã# (Атомы) образуют большую (структуру). Как? Семь атомов называются “частицей”.
6 2. Проверьте свои знания
а) Сколько существует форм частицы полуокончания?
б) Какая частица окончания ставится после какого суффикса предшествующего слога?
в) В чём смысл и функции частиц полуокончания?
! 3. Что учить наизусть
а) Три формы частицы полуокончания.
б) За какими суффиксам они следуют.
в) Смысл и функции частиц полуокончания.
? 4. Упражнения
а) Прочитайте и переведите (пользуясь словарем) следующий отрывок из ”Драгоценного украшения освобождения”:
Kà-HÔK-KP-Fã\-MK-KAY-Z\-RÕC\-\×-OEK-Kà-XD-C\×D\-M# KCà-ãD-àK-EC-Kà-YÔD-Kà-ÔY-D\# #WKÔ-QP-Ô\-LÔ--DL-PÔ-WKW-yà# # àK-EC-JP\-EK-PàL-MWÔ-Xà-[à\-ÔY# #OiäL-WÜ\-?O\-FàL-KP-MY-OàK-MY-Ô\# #JP\-EK-PàL-MWÔ-Xà-[à\-JãO-MY-WÜY# #Uà\-C\×D\-\ã# #Kà-pY-OuÜZ-O\-HL-YD-Kà-KC- CKãK- D-F×O-IÜ-\àP\-OàK-Kà# OuZ-M-KMC-IÜ-PàK-MY- D-F×O-\àP\-KMWÔ-¡ãK-M-¡K-L\-WRD--O-XÔL-Lã# #WNC\-M-ZD-AY-C[àC\-MWÔ-PKã-Z\-D-# Kà-OUÔL-KÜ-O[K-Z# KP-Fã\-MK-KAY-Z\-D-# HL-Jã\-Kà-KC--DL-P-WK\-Ià# #Kà-KC- D-F×O-¡ãK-M-YO-¡K-L\# #HL-Jã\-WKÔ-KC-JP\-EK-\D\-\-WÜY# #Uà\-C\×D\-\ã# #
б) Найдите в этом отрывке текста частицы полуокончания.
в) Переведите на тибетский следующие предложения:
Будда призывает: “Монахи, вам нужна “всезнающая изначальная мудрость”. Зародив ее, вы достигаете высочайшего просветления.” Шраваки и пратьекабудды долго практикуют активность бодхисаттвы. Тогда [их мудрость] очищается и разворачивается.