Образование (часть 1)

Дети в Древнем Риме получали образование в зависимости от достатка их родителей. Дети самых бедных римлян не учились ни читать, ни писать, так как им приходилось помогать старшим по хозяйству.

Дети состоятельных родителей начинали посещать школу, достигнув шестилетнего возраста. Поступали в так называемый ludus – начальную

школу. Большинство детей оканчивали лудус в возрасте 11 лет и дальнейшее образование получали уже у себя дома. Девочки же просто готовились к замужеству. Выдавали их замуж иногда по достижении 12 лет.

Богатые римляне держали особого раба – педагога, который провожал детей в школу и наблюдал за их учебой и поведением в классе.

Учителями в школе часто были рабы-греки, захваченные в плен римской армией. Римляне высоко ценили образованность и эрудицию греков.

Греческое образование было разнообразным. В Спарте много внимания уделяли физическому развитию детей. В Афинах пытались воспитать гармонично развитую личность. Начальное государственное образование как таковое отсутствовало. Детей обучали родители или частные учителя. Образование детей 7-14 лет в Афинах состояло из трех частей: словесности, музыки и гимнастики. Много внимания образованию молодых людей (16-20 лет) уделяло афинское государство: это школа эфебов, частные учителя философии, риторики и т.д.

Текст 14. Discipŭli Romani

Puěri Romani cum paedagogis in scholam propĕrant. Paedagogi viri docti, sed servi erant. In schola magister puĕros legĕre, scribĕre, recitare docet. Magister librum habet. Pueri tabŭlas et stilos tenent. Puěri in tabŭlis sententĭas scribŭnt, deinde recĭtant. Magister bonus pulchre recĭtat, pueri libenter audiŭnt. Magister malus male recĭtat, pueri dormiŭnt. Sed magister virgam habet et pueros verběrat.

Discipŭli magistri verba memorĭa tenent: “ Discĭte, puěri! Non scholae, sed vitae discĭmus!”

Задания к тексту

1. Прочитать и сделать перевод текста.

2. Просклонять по падежам в единственном и множественном числе следующие словосочетания:

puĕr Romanus – римский мальчик, magister malus – плохой учитель, discipŭlus bonus – хороший ученик, liber pulcher – красивая книга, verbum bonum – доброе слово.

3. Проспрягать следующие глаголы в praesens et imperfectum indicativi activi, предварительно определив спряжение:

Legěre - читать, scriběre - писать, recĭtare - декламировать, docere - обучать, audire - слушать, dormire - спать, verběrare - наказывать, discěre - учиться.

4. Составить словосочетания с прилагагтельными: destrictus, a, um – резкий, решительный, строгий; dirus, a, um – ужасный, страшный, зловещий, дикий; exanimis, e – безжизненный, мертвый, полумертвый; imbrialis, e – дождевой; inermis, e – невооруженный, безоружный; iners, -ertis – бездарный, бездеятельный; orthius, a, um – возвышенный, высокий.

(Можно использовать имена существительные из предыдущих текстов или найти в словаре, можно выбрать какие-то из этих: corpus, -ŏris (n) - тело, dies, ei (m) - день, homo, -mĭnis (m) - человек, vir, i (m) - мужчина, carmen, -mĭnis (n) - стихотворение, responsum, i (n) - ответ, aqua, ae (f) - вода, miles, -lĭtis (m) - воин, insanĭa, ae (f) - безумие, сумасшествие, obstrepitacŭlum, i (n) – шум, гам).

Nota bene!

Sententiae

91. Imperare sibi maximum imperium est. – Власть над собой – высшая власть.

92. Ille dolet vere, qui sine teste dolet. – Искренне горюет тот, кто горюет без свидетелей.

93. Faber est suae qusque fortunae. – Каждый сам кузнец своей судьбы.

94. Cuique suum. – Каждому свое.

95. Alter ego. – Другое “я”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: