Будущее время глагола (Futurum I)
FUTURUM PRIMUM INDICATIVI – будущее время изъявительного наклонения глагола
Для глаголов 1 и 2 спряжения Futurum primum indicativi образуется путем присоединения к основе суффикса -B- и (через соединительный гласный) личных окончаний: -O, -S, -T, -MUS, -TIS, -NT (в активном залоге);
-OR, -RIS, -TUR, -MUR, -MINI, -NTUR (в пассивном залоге).
orna re (украшать) –
activum pluralis
orna bo orna bimus orna bor orna bimur
orna bis orna bitis orna beris orna bimini
orna bit orna bunt orna bitur orna buntur
tene re (держать) –
activum passivum
tene bo tene bimus tene bor tene bimur
tene bis tene bitis tene beris tene bimini
tene bit tene bunt tene bitur tene buntur
Futurum primum глаголов 3 и 4 спряжения образуется присоединением к основе глагола суффиксов -A- или -E- и личных окончаний: -M, -S, -T, -MUS, -TIS, -NT (activum); -R, -RIS, -TUR, -MUR, -MINI, -NTUR (passivum). Например:
duc ere (вести) –
activum passivum
duc am duc emus duc ar duc emur
duc es duc etis duc eris duc emini
duc et duc ent duc etur duc entur
audi re (слышать) –
activum passivum
audi am audi emus audi ar audi emur
audi es audi etis audi eris audi emini
audi et audi ent audi etur audi entur
Nota bene!
Futurum indicativi глагола “esse”:
ero – я буду erimus – мы будем
eris – ты будешь eritis – вы будете
erit – он будет erunt – они будут
|
|
Задание. Проспрягать глаголы в futurum primum indicativi activi, предварительно определив спряжение:
propĕrare, habere, сantare, legĕre, mittĕre, timere, dicĕre, cedĕre, salire.
Образование (часть 2)
Достигнув 11 лет, некоторые римские мальчики переходили к учителю-грамматику. Это уже была средняя школа. Там они изучали такие предметы, как история, философия, география, геометрия, музыка и астрономия. Одним из наиболее важных предметов был греческий язык, так как греческая культура оказала огромное влияние на все стороны жизни Древнего Рима.
Одной из главных задач среднего образования была подготовка учеников к занятиям с учителем красноречия – ритором. Каждый, кто хотел стать политическим деятелем или юристом, должен был учиться умению красиво и
выразительно говорить перед публикой. Обучение ораторскому искусству начиналось, когда юноше исполнялось 13 или 14 лет, и могло продолжаться очень долго. Например, Цицерон учился этому искусству 30 лет. Если родители были очень состоятельными людьми, они могли послать своих сыновей на учебу в Афины или на остров Родос, где те проходили обучение у лучших греческих учителей.