Lectio 17

Будущее время глагола (Futurum I)

FUTURUM PRIMUM INDICATIVI – будущее время изъявительного наклонения глагола

Для глаголов 1 и 2 спряжения Futurum primum indicativi образуется путем присоединения к основе суффикса -B- и (через соединительный гласный) личных окончаний: -O, -S, -T, -MUS, -TIS, -NT (в активном залоге);

-OR, -RIS, -TUR, -MUR, -MINI, -NTUR (в пассивном залоге).

orna re (украшать) –

activum pluralis

orna bo orna bimus orna bor orna bimur

orna bis orna bitis orna beris orna bimini

orna bit orna bunt orna bitur orna buntur

tene re (держать) –

activum passivum

tene bo tene bimus tene bor tene bimur

tene bis tene bitis tene beris tene bimini

tene bit tene bunt tene bitur tene buntur

Futurum primum глаголов 3 и 4 спряжения образуется присоединением к основе глагола суффиксов -A- или -E- и личных окончаний: -M, -S, -T, -MUS, -TIS, -NT (activum); -R, -RIS, -TUR, -MUR, -MINI, -NTUR (passivum). Например:

duc ere (вести) –

activum passivum

duc am duc emus duc ar duc emur

duc es duc etis duc eris duc emini

duc et duc ent duc etur duc entur

audi re (слышать) –

activum passivum

audi am audi emus audi ar audi emur

audi es audi etis audi eris audi emini

audi et audi ent audi etur audi entur

Nota bene!

Futurum indicativi глагола “esse”:

ero – я буду erimus – мы будем

eris – ты будешь eritis – вы будете

erit – он будет erunt – они будут

Задание. Проспрягать глаголы в futurum primum indicativi activi, предварительно определив спряжение:

propĕrare, habere, сantare, legĕre, mittĕre, timere, dicĕre, cedĕre, salire.

Образование (часть 2)

Достигнув 11 лет, некоторые римские мальчики переходили к учителю-грамматику. Это уже была средняя школа. Там они изучали такие предметы, как история, философия, география, геометрия, музыка и астрономия. Одним из наиболее важных предметов был греческий язык, так как греческая культура оказала огромное влияние на все стороны жизни Древнего Рима.

Одной из главных задач среднего образования была подготовка учеников к занятиям с учителем красноречия – ритором. Каждый, кто хотел стать политическим деятелем или юристом, должен был учиться умению красиво и

выразительно говорить перед публикой. Обучение ораторскому искусству начиналось, когда юноше исполнялось 13 или 14 лет, и могло продолжаться очень долго. Например, Цицерон учился этому искусству 30 лет. Если родители были очень состоятельными людьми, они могли послать своих сыновей на учебу в Афины или на остров Родос, где те проходили обучение у лучших греческих учителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: