Обряд, констатирующий наступление зрелости

По достижении мальчиком 14-летнего возраста считалось, что он уже получил основное образование, и в честь этого устраивали церемонию, во время которой его объявляли взрослым человеком. Вместе с родителями он торжественно приходил на форум, где снимал с себя детские одежды и буллу. Вместо них ему вручали мужскую тогу и впервые брили его, после чего он должен был зарегистрироваться как полноправный гражданин. В честь этого события устраивали праздничный пир.

Текст 16. Publĭus in schola

“ Publi, cur heri in schola non eras?” – magister puerum rogat. At Publĭus: “ Aeger eram, - inquit, - in schola adesse non poteram”. “ O, te miserum! Erat-ne medĭcus apud te?“ “Medĭcus me visitabat, - respondet Publĭus, - et mater medicinam aspĕram mihi dabat. ”

“ O, te miserum! Sed responde, nonne in Campo Martĭo heri eras et cum puĕris pila ludebas?” Publĭus tacet, deinde dicĭt: “ Quaeso, magister, medĭci verba audi: “pila anĭmum recreat et corpus confirmat”. Ego praeceptis medĭci obtemperabam”.

Sed Magister Publi verbis fidem non dat. “ Heri, - inquit tu pila anĭmum recreabas, et ego hodĭe bacŭlo corpus tuum confirmabo”.

Puĕri e schola domum currŭnt. Deinde in Campum Martĭum current. Sed Publĭus domi manebĭt: medicina magistri aspĕra erat.

Puĕri in Campo Martĭo non solum pila ludent, sed etĭam current, salient et discum iacĭent.

Задания к тексту

1. Прочитать и сделать перевод текста.

2. Дать форму множественного числа:

puerum rogat – он спрашивает мальчика; in schola non eras – ты не был в школе; aeger eram – я был болен; adesse non poteram – я не мог присутствовать; medicus me visitabat – врач меня посещал; cum puero ludebas – ты играл с мальчиком; puer currĭt – мальчик бегает; domi manebit – он дома останется; puer ludet – мальчик будет играть.

3. Определить тип спряжения и проспрягать следующие глаголы в praesens, imperfectum, futurum primum indicativi activi: esse - быть, posse - мочь, adesse - присутствовать, visitare - посещать, respondere - отвечать, luděre - играть, tacere - молчать, audire - слушать, recreare - восстанавливать, confirmare - укреплять, currěre - бегать, manere - оставаться, salire - прыгать.

4. Сделать грамматический анализ следующих предложений:

1) Magister puerum rogat. – Учитель спрашивает мальчика.

2) Mater medicinam asperam mihi dabat. – Мама давала мне горькое лекарство.

3) Magister, medici verba audi! – Учитель, послушай слова доктора!

4) Pila animum recreat et corpus confirmat. – Мяч душу восстанавливает и тело укрепляет.

Nota bene!

Sententiae

101. Horribĭle dictu. – Страшно сказать.

102. Pro forma. – Для формы.

103. Nolite mittĕre margaritas ante porcos! – Не мечите жемчуга перед свиньями!

104. Si vis pacem, para bellum! – Если хочешь мира, готовь войну!

105. Per aspĕra ad astra! – Через тернии к звездам!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: