Проблема идентификации научного статуса культурологии усугубляется тем, что попытки ее определения по аналогии с другими гуманитарными науками и в качестве одной из них оказываются малопродуктивными и неубедительными. Но культурология и не должна рассматриваться как наука «в ряду других». Она обладает признаками научной парадигмы, описанными в своё время известным философом науки Т. Куном[9].
Становление культурологии прошло все классические этапы формирования научной парадигмы. Речь идет о формировании гуманитарного сообщества, объединенного культуроцентрированным дискурсом и исповедующего определенную методологию интерпретации и понимания культурной реальности; онтологизации и проблематизации особой реальности, фиксируемой категорией «культура»; разработки специфического метода познания, «собирающего» культурную реальность, как бы «разбросанную» по проблемным областям социально-гуманитарного знания, воссоздающего в сознании исследователя культуру как целостность.
|
|
Проблемное поле культурологии необычно. Дело в том, что общественная практика актуализировала новый класс сложных социально-гуманитарных проблем, масштаб которых превышает гносеологические возможности каждой из частных наук в отдельности.
Дефицит научнообоснованных ответов на актуальные вопросы современности остро ощущают сегодня и российское общество, и наше государство. Почему в России потерпела крах неолиберальная идеология социально-экономического устройства? Почему не прижилась западная модель построения демократии? Почему не удается победить коррупцию и обеспечить верховенство закона в общественной практике? Какой тип культуры приходит в России на смену советской культуре? Как влияют на общество и человека средства массовой коммуникации? В чем глубинные принципы конфликта между современным Западом и мусульманским миром, и содержит ли этот конфликт какие-то опасности для России? Нужна ли нашей стране национальная идея, и если да, то в чем она может состоять? Ни одна из частных наук на подобные вопросы ответить не может. Но, упрощенно говоря, именно такие вопросы и создают проблемное поле культурологии, «стягивающее» к себе сообщество ученых-гуманитариев.
Особо следует отметить чрезвычайную сложность и многомерность объекта познания культурологии: она изучает культуру как целое, а также ее различные элементы, явления, но обязательно в контексте целого, в системных взаимосвязях. Вот почему культурология, как и философия (правда, по другим основаниям), не находит себе места в ряду частных наук об обществе и человеке. Ее правомерно рассматривать как своего рода метанауку, научную парадигму[10].