Выделим важнейшие этапы понимания культуры в научном знании. Самый ранний — формирование представления о ней как обо всём, что создано человеком, осмысление оппозиции «культура — природа». Следующий этап — осознание целостности культуры. Далее — постановка комплекса проблем, связанных, во-первых, с деятельностным характером бытия культуры, во-вторых, с ее ценностными аспектами, в-третьих, с особой ролью в культуре знаков, символов, образов.
Говоря о четвертом, современном этапе, следует прежде всего упомянуть концепцию академика B.C. Степина, основанную на понимании культуры как сложноорганизованной системы надбиологических программ человеческой деятельности. Сложные, исторически развивающиеся системы самовоспроизводятся в соответствии с информацией, запечатленной и структурированной в соответствующих кодах. С точки зрения современных версий обшей теории систем, можно и в социальных организмах выявить информационные структуры, которые играют роль, аналогичную роли генов в формировании и развитии биологических циклов. «Наряду с генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система — социокод, передающий от человека к человеку, от поколения к поколению надбиологические программы, регулирующие социальную жизнь. Подобно тому, как управляемый генетическим кодом обмен веществ воспроизводит клетки и органы сложных организмов, так и различные виды деятельности, поведения и общения, регулируемые кодами культуры, обеспечивают воспроизводство и развитие подсистем общества и их связей, характерных для каждого исторически конкретного вида социальной организации (присущей ему искусственно созданной предметной среды —второй природы, социальных общностей и институтов, свойственных данному обществу типов личности и т.д.)»[11]. Такой подход открывает новые возможности для анализа конкретных процессов, протекающих в культуре.
|
|
B.C. Степиным сформулирован и ряд ключевых положений касательно динамики культуры. Первое — особая роль кодирующих систем в воспроизводстве и изменении культуры и общества. Это понимание конкретизирует идеи М. Маклюэна о роли технологий в развитии культуры. Оно позволяет исследователям более точно, чем раньше, встроить в концепцию культуры различные технологические инновации в сфере производства и передачи информации — книгопечатание, массмедиа, Интернет и т.п. Второе — наличие в культуре взаимодействующих особым образом программ из прошлого, настоящего и будущего. Третье — в культуре существуют базисные системообразующие элементы, которые представляют собой фундаментальные жизненные смыслы и ценности, определяющие характер социальной жизни.
|
|
Выделены два больших и связанных между собой блока таких элементов. Элементы первой группы фиксируют наиболее общие, атрибутивные признаки объектов, включаемых в человеческую деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер, поскольку любые объекты (природные и социальные), в том числе и знаковые объекты мышления, могут стать предметами деятельности. Их атрибутивные характеристики фиксируются в таких категориях культуры, как: пространство, время, движение, вещь, отношение, количество, качество, мера, причинность, случайность, необходимость и т.д. Кроме того, в ходе исторического развития культуры формируется и функционирует второй ряд категорий, посредством которых выражены определения человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социума. Они образуют второй блок базисных элементов культуры: человек, общество, сознание, добро, зло, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и т.п.
Подобные системообразующие элементы выполняют ряд важнейших функций в человеческой деятельности. Они обеспечивают своеобразную рубрикацию, сортировку и компоновку многообразного социального опыта, благодаря чему он включается в процесс трансляции и передаётся от человека к человеку, от одного поколения к другому. Эти элементы культуры становятся категориальной структурой человеческого сознания в каждую конкретную историческую эпоху. И наконец, взаимосвязь базисных элементов в их «сцеплении» и взаимодействии репрезентирует мировоззрение эпохи — картину, выражающую систематизированные представления о мире и месте человека в нём, содержащую определённую шкалу ценностей социума, принятую индивидуумом «умом и сердцем» в данном типе культуры. Сформированное в ходе деятельностного освоения культуры мировоззрение определяет не только осмысление, но эмоциональное переживание человеком действительности[12].
Сегодня культурология исследует и детализирует различные ракурсы бытия культуры — ее архитектонику и семантику, феномены ядра и периферии, базовые архетипы и образы; ментальное, ценностно-нормативное и символическое наполнение пространства культуры; соотношение в культурной динамике процессов сохранения и изменения, традиций и новаций; цивилизационные измерения; механизмы диалогов культур и др. Весьма перспективно направление, связанное с анализом культурной обусловленности эволюции различных сфер общественного бытия, социальных институтов и социальных практик: образования, СМИ, «третьего сектора», рекламы, экономики, политики и т.д.
Особые последствия развитие культурологии может иметь для педагогики, так как это открывает новые ракурсы взглядов на социализацию и инкультурацию. Советская педагогическая наука добилась в XX в. значительных теоретических и практических успехов, разрабатывая комплекс представлений о педагогической системе, включающей субъект и объект воздействия (становящийся при определенных условиях субъектом самовоспитания), содержание, формы, методы, приемы деятельности и т.п. Но такие ключевые элементы, как цели и задачи, задавались педагогике извне, властными структурами. Отказ российских властей от исполнения данной функции в 90-е годы привел к беспрецедентному кризису педагогики. Это побудило нас сформировать культуроцентристскую концепцию образования [13], признанную Президиумом Российской академии образования перспективной для России в XXI в. В рамках этой концепции цели и задачи, формирующие педагогическую систему, извлекаются из пластов всего исторического опыта развития культуры методами культурологии. Соответствующим образом строится и сама педагогическая система.
|
|
Становление в нашей стране культурологии как самостоятельной отрасли знания — это российский научный приоритет, имеющий существенное теоретическое и практическое значение.
Парадигма – это не предметная область исследований. Это специфический взгляд на мир, проблемный вектор интересов исследователя, способ понимания и описания выделенного объекта.
Культурологическая парадигма – это особый ракурс изучения общества посредством анализа его культурных проявлений. Это осмысление культуры не самой по себе (культуры-для-себя), а в ее непосредственной социально-регулятивной функции, в качестве инструмента упорядочения социального бытия людей, раскрытие принципов такого социального упорядочения, его ценностных оснований, технологий, результатов, языков и образов его манифестации и символизации. Это способ дешифровки и аналитической реконструкции скрытых социальных смыслов, закодированных в формах культурных артефактов, понимание которых позволяет нам глубже постигнуть то, что происходило с нашим обществом в истории, определить тенденции его современной социокультурной динамики и прогнозировать его наиболее вероятное социокультурное будущее.
Важность применения такого ракурса понимания культуры в практике культурного строительства и общего социального управления не нужно специально доказывать. Но и в образовании использование культурологической парадигмы истолкования общественного бытия способно повысить уровень культурной компетентности учащихся, развить их способность к пониманию глубинных социальных смыслов явлений окружающей жизни, систематизировать общую социокультурную картину мира в их сознании.