Ответ на потребности практики

Термин «культурология» (Kulturwissenschaft — культуроведение) был предложен в Гер­мании Генрихом Риккертом в 1899 г., в нашей стране — Андреем Белым в 1912 г. В 1949 г. в США вышла книга Л. Уайта «Наука о культуре»[1], провозгласившая существование культуроло­гии, но научное сообщество в те времена автора не поддержало. В университетах Запада до сих пор культура изучается не культурологией, а прикладными комплексами наук, объединяемы­ми названиями «cultural studies», «multicultural studies», «cross-cultural studies» и др. Научных учреждений, изучающих культуру в целом, там не существует.

В нашей стране события развивались иначе. В конце 60-х годов прошлого века в учебные планы вузов культуры вводится дисциплина «теория культуры». Появляются и первые кафедры теории и истории культуры — в Ленинградском государственном институте культуры им. Н.К. Крупской, Высшей профсоюзной школе культуры, Московском государственном институте культуры. В конце 80-х годов в отечественных вузах открывается подготовка по специальности «культурология». В первой половине 90-х годов начинаются защиты кандидатских диссертаций. В 1996 г. в Санкт-Петербурге состоялась первая защита диссертации на соискание ученой степени доктора культурологических наук. С 1992 г. в Москве, в ведомстве Министерства культуры РФ работает Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение «Российский институт культурологии». В Государственном академическом университете гуманитарных наук, функционирующем на базе гуманитарных инсти­тутов РАН, создан факультет культурологии. Два года назад в Российской академии образования состоялось первое избрание члена-корреспондента по номинации «педагогическая культурология».

Активное развитие культурологии можно объяснить фундаментальностью образования в СССР — качеством, сохраняющимся в силу инерции и в современной России (к сожалению, все в меньшей и меньшей степени). В советское время ведущие вузы страны стремились подготовить профессионала в конкретной области практической деятельности путем формирования у него общенаучной картины мира. Но эта картина не сводится только к естественнонаучной. Наряду с представлениями о природе (естественнонаучное знание), она должна включать и научные представления об обществе и человеке, приведенные в систему и образующие картину социальной реальности. Без таковой образование не может быть в полной мере фундаментальным.

Знание о природе и знание о культуре — две составляющие общенаучной картины мира — развиваются весьма неравномерно. Уместно вспом­нить, что один из первых русских учебников, созданных во времена Екатерины II, назывался «Начертание естественной истории»[2] и был призван создавать у студентов именно целостную естественнонаучную картину мира. Эту же задачу в гуманитарных вузах сегодня призван решать учебный курс «Основы естественнонаучных знаний». Учебный курс «Культурология» предназначен сформировать вторую составляющую.

В системе учреждений РАН потребность в развитии культурологии вызрела под влиянием углубляющейся дифференциации академическо­го знания. Вот как говорит об этом академик В.Л. Янин на примере деятельности академика Д.С. Лихачева: «Каждая из дисциплин разраба­тывает сложные исследовательские методики, требующие немалых усилий для овладения ими, вырабатывает свой «птичий» язык, понятный посвященным, и в результате замыкается в соб­ственном кругу. Нумизматам не нужна текстоло­гическая методика, которую вслед за Д.С. Лихачевым виртуозно разрабатывают исследователи летописания, а текстологи прекрасно обходятся без взвешивания старинных монет и сличения их штемпелей. Генеалоги находят свое рабочее место в архивах, из окон которых не видно, чем заняты археологи. Археологам как будто ни к чему переступать пороги архивохранилищ. Подобный путь дифференциации переживает и филология... Д.С. Лихачев являет собой пример одного из главных основоположников интеграции гуманитарной науки... Он открыл для себя и для всех нас то связующее звено, которое соединяет эти прежде дифференцированные дисциплины. Базисом любого национального развития, как это было им доказано, является культура, составляющими частями которой были письменность и язык, архитектура и живопись, музыка и философия. Такой подход к сумме разнообразных источников культурного развития представляет собой основу новой обобщающей науки — культурологии, пионером которой стал Д.С. Лихачев»[3].

Таким образом, развитие культурологии можно рассматривать и как встречную тенденцию в развитии науки — интеграцию знания в противовес набравшей чрезмерную силу дифференциации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: