Дифференциация культурологии по предмету познания

Общие теории. Такие теории организуют знания о культуре вообще в любой интерпретации этой категории. В России сегодня в их качестве используется ряд моделей.

1. Концепция общественно-экономических формаций; это аналог классического эволюционизма с ярко выраженной идеологической ори­ентацией прогрессивизма. Теория носит характер оправдания опреде­ленных культурологических интерпретаций, не имеющих силы доказа­тельств.

2. Концепция цивилизаций; она сменила концепцию смены общественно-экономических формаций; таким образом, представление о макродинамике культуры утратило однолинейный прогрессивистский смысл, а рассмотрение культуры вернулось к синкретизму, партику­ляризму, идеографической ее трактовке.

3. Общая теория систем; она обеспечивает возможность рассмат­ривать совокупности культурных феноменов как внутренне упорядо­ченные целостности и объяснять происходящие в их рамках процессы. В России к общей теории систем отношение не инструментальное, а онтологичное, Кроме того, гегельянская традиция обусловливает тоталитаризацию системного взгляда на мир; он априорно считается системным. Поэтому применение концепции системы в отечественной культурологии представляет собой лишение теоретического научного конструкта его инструментально-познавательной значимости и внесе­ние в него гуманитарного синкретизма.

4. Информационно-символический подход; здесь этим названием обозначается смесь структурализма, теории информации, семиотики и искусства толкования культурных текстов. Такой подход, в отличие от предыдущих, не предполагает онтологических деклараций, но при­влекает внимание к тому, как можно понять значения и смыслы куль­турных символов и доказать достоверность этого понимания. Он пока в основном используется в гуманитарном варианте и применительно к литературным текстам. Однако примеры более строгого его использо­вания имеются, и тенденции проникновения инструментального, а не доктринального отношения к познанию культуры становятся заметны­ми.

5. Морфологический подход; имеется в виду обоснованная модель культуры, представляющая строение искусственного мира и культур­ных порядков. Обычно в отечественной культурологии в культуре выделяются "материальный" и "духовный" уровни. К первому почему-то относят всю экономику, а ко второму все остальное.

Наиболее отрефлексированная и обоснованная морфологическая модель культуры предложена в Российском институте культурологии[106]. Здесь выделяются два основных типа формирования и использования культурных объектов — специализированный и обыденный; три уровня культурных процессов — кумуляция, трансляция, повседневное испо­льзование культурных объектов; в специализированной области выде­ляются три блока культурных порядков: культурные аспекты социаль­ной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура), социально значимое знание (религиозная, художественная, философс­кая, научная культура), трансляция социально значимого опыта: образование, просвещение, массовая культура; составляющие обыден­ной области культуры выделены в соответствии со специализирован­ным кумулятивным уровнем: организационному блоку соответствуют домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль (нравственность), познавательному блоку — суеверия, обыденная эстетика, "народная мудрость", практическое знание.

Каждая единица может быть представлена как определенный куль­турный порядок, которому соответствует свой культурный код. Этот код можно выявить через изучение наблюдаемых культурных объектов (артефактов), характерных для каждой из единиц по содержанию, но одинаковых по категориальному составу: вещи, идеи и образы, тех­нологии, нормы и правила, критерии оценки и ценности. Предлагае­мая морфологическая модель является обобщающей по отношению к многообразным попыткам структурировать категорию "культура" и систематической в том смысле, что выделенные единицы обоснованы как необходимые и достаточные на базе современного научного зна­ния о человеке.

Именно поэтому, говоря о современном строении культурологичес­кого знания, можно рассматривать выделенные единицы как области специальной культурологии (культурной антропологии).

Специальная культурология. В этом случае речь идет о гипотетико-дедуктивных построениях или эмпирических обобщениях, относящихся к отдельным областям культуры, авторы которых не претендуют (или претендуют без доста­точных оснований) на полноту знания о культуре "в целом".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: