Приступая к изучению древнерусской литературы, необходимо учитывать ее специфические черты, отличные от литературы нового времени. Древняя литература отделена от нас пространством и временем, это средневековая литература, литература не просто другого времени, а другого мира, реалии которого отличаются от уклада нового времени.
Культура средних веков характеризуется цельностью художественной системы и единством художественного вкуса. Господствует коллективное начало («анонимность»), эстетическое сознание превыше всего ценит канон, этикет, мало интересуется новизной. Древняя литература неразрывно связана с историей развития Русского государства, православным самосознанием. Для нее характерны историчность, единство мироощущения. Основные темы – проповедь христианского идеала; красота и величие Родины – Руси, защита ее от врагов; прославление созидательного труда и ратного подвига; осуждение раздоров, лжи, предательства.
Особенности средневекового мировоззрения обусловили специфику художественного метода и жанровой системы. Ведущими принципами художественного метода древнерусской литературы являются символика, историзм, этикетность и дидактизм. «Вселенная – это книга, написанная перстом божьим. Письменность расшифровывает этот мир знаков. Ощущение значительности и величия мира лежало в основе литературы» (Д.С. Лихачев).
В процессе исторического развития цельность художественного метода древнерусской литературы постепенно разрушается, литература освобождается от этикетности, дидактизма, христианской символики.
Изменения происходят и в жанровой системе: церковные жанры трансформируются, жанры мирской литературы подвергаются беллетризации. Усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляются бытовые описания, дидактизм сменяется занимательностью. Меняются структура и стиль исторических жанров, развивается демократическая литература, формируется новый тип писателя – не как слуги Бога, а как морального судьи общества.
По установившейся традиции в развитии древнерусской литературы выделяют три этапа, связанные с периодами развития Русского государства:
I – Литература древнерусского государства ХI-го – первой половины XIII вв. (литература Киевской Руси).
II – Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение Северо-Восточной Руси (вторая половина ХШ-го – первая половина XIV вв.).
III – Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI – XVII вв.).
Однако при периодизации литературного процесса, учитывая круг памятников, характер идей, тем, образов, жанров и стилей, определяющих специфику литературного развития данного периода, можно выделить семь периодов в развитии древнерусской литературы.
Первый период (конец Х – первая половина ХI вв.) – становление древнерусской литературы. Это период возникновения славянской письменности и освоения на Руси византийской и южно-славянской литературных традиций. Период представлен переводными памятниками как церковной (Библия, творения Отцов Церкви, жития святых), так и светской (историографической, естественнонаучной) литературы. В это время закладывается основа оригинальной литературы Древней Руси.
Второй период (вторая половина ХI – ХII вв.) – расцвет древнерусской литературы. Это период формирования центров древнерусской книжности (Киево-Печерский монастырь), развития оригинальной литературы, представленной такими жанрами, как летописание («Повесть временных лет»), агиография («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Ефросинии Полоцкой»), ораторское красноречие («Слово о законе и благодати» Илариона, «Слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича), «хождения» («Хождение игумена Даниила»), оригинальное светское «Поучение» Владимира Мономаха. Вершиной этого периода стало «Слово о полку Игореве», связанное с традициями героического оригинального эпоса, занявшее особое место в развитии русского словесного искусства. «Слово» явилось завершением определенной эпохи, соответствующей концу истории Киевской Руси.
В эту эпоху складывается тематика оригинальной древнерусской литературы – тема величия и целостности Русской земли. Идеалом нравственной красоты становятся христианские подвижники и защитники Руси. Развиваются различные литературные стили: эпический, документально-исторический, агиографический, дидактический, эмоционально-экспрессивный.
Переводная литература этого периода представлена философско-дидактическими и нравственно-дидактическими сборниками, историческими хрониками, апокрифами.
В третий период (ХIII – ХIV вв.) – период феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия – развитие литературы приобретает областной характер. На основе киевской создаются местные литературные школы: Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Новгородская, Киево-Черниговская, Полоцко-Смоленская, Турово-Пинская, которые затем станут духовными источниками формирования трех братских народностей – русской, украинской, белорусской.
Оригинальными памятниками эпохи являются «Моление Даниила Заточника» и «Киево-Печерский патерик». Центральной темой литературы этого периода стало осмысление причин и результатов монголо-татарского нашествия и прославление защитников Русской земли («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»). Воинские подвиги защитников Руси осмысливаются прежде всего как духовные, направленные на защиту православной веры – отсюда и сочетание жанров жития и воинской повести («Житие Александра Невского»).
Четвертый период (вторая половина ХIV – первая половина ХV вв.) – литература периода объединения и духовно-культурного возрождения Северо-Восточной Руси. Центры развития литературы в этот период – Москва, Новгород, Псков, Тверь. Основная тема – завершение борьбы с монголо-татарским игом, воинские и духовные подвиги русских людей (повести Куликовского цикла, «Житие Сергия Радонежского»). В результате южно-славянского воздействия формируется эмоционально–экспрессивный стиль «плетения словес» (Епифаний Премудрый).
Пятый период (вторая половина ХV – ХVI вв.) – литература периода образования централизованного государства. В эту эпоху складываются новые представления о месте единого русского государства в православном мире («Повесть о взятии Царьграда турками», послания старца Филофея) – доктрина «Москва – третий Рим». В русскую литературу проникают византийские идеи о божественности царской власти, возникает необходимость решения проблемы отношений между государством и церковью (сочинения Иосифа Волоцкого и Нила Сорского), формируется основа русского публицистического стиля.
В историческое повествование начинают проникать занимательность, художественный вымысел («Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», «Повесть о Басарге и сыне его Борзомысле»). ХV в. – время расцвета новгородской литературы (летописание, агиография). Стиль «идеализирующего биографизма» развивается в Твери. С традициями городской культуры связано «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В литературе возрастает интерес к психологическим состояниям человека, динамике эмоций и чувств.
Шестой период (ХVI в.) – литература централизованного государства. Центральная тема – требование упорядочить все сферы национальной жизни: от семьи («Домострой») до церкви («Стоглав») и государства. Формирование государственной идеологии и национального самосознания влияло на процесс слияния региональных литератур в единую общерусскую. Острая внутриполитическая борьба, возникшая в результате утверждения централизованной власти государства, приводит к расцвету публицистики (сочинения Ивана Пересветова, «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским»). В литературе этого периода прослеживаются две тенденции: одна – соблюдение устоявшегося литературного канона, другая – нарушение канона, стремление к стилевой самобытности (публицистика Ивана Грозного).
Седьмой период (ХVII в.) – переходный период от древнерусской литературы к литературе нового типа. Происходит дальнейшее развитие традиционных жанров: обновляются формы исторического повествования (повести о Смуте); житие превращается в бытовое жизнеописание («Житие Юлиании Лазаревской»). Особенность эволюции жанра жития состоит еще и в том, что оно становится не только бытовым жизнеописанием, но и автобиографией, исповедью («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).
В ХVII в. складываются жанровые особенности русской демократической сатиры. Так, традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии («Калязинская челобитная», «Служба кабаку»); в литературные произведения включаются фольклорные элементы («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»).
Процесс самосознания личности находит отражение в новом жанре – бытовой повести, в которой появляется новый герой – обыкновенный человек со всеми его страстями и слабостями («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»). Формируется новый взгляд на человека и окружающий мир: поступки героев мотивируются не только волей «внешних» сил (добра и зла, Бога и дьявола), но и средой, характером самого человека. Мотивы чудес, знамений сменяются вниманием к причинно-следственным связям.
Представление о динамичности, пестроте, загадочности и таинственности мира порождает усложненность абстрактных понятий, нарочитость приемов, что является формальными признаками барокко – первого из европейских стилей, представленных в русской культуре.
ХVII век дает нам таких талантливых и непохожих писателей, как Симеон Полоцкий и Аввакум Петров (протопоп Аввакум).
История развития древнерусской литературы – это не только процесс изменения, но и процесс сохранения прошлого, процесс открытия нового в старом, накопления культурных ценностей
Литература