Происхождение и воспитание; роль семьи в становлении личности Пушкина.
Лицейский период. Своеобразие Царскосельского лицея как учебного заведения; «лицейский дух». Период ученичества Пушкина, поиск средств поэтического самовыражения и отношение к традиции (Державин, Жуковский и др.). Мотивы лицейской лирики: патриотические («Воспоминания в Царском Селе»), вольнолюбивые («Лицинию»), гедонистические («Пирующие студенты»). Обращение к жанру поэмы; замысел «Руслана и Людмилы» как итог лицейского периода; традиция и новаторство в поэме.
Первый петербургский период. Пушкин в обществе. Отношения с декабристами. «Вольные стихи» и новаторство гражданской лирики («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Эпиграммы Пушкина. Столкновение с обществом и властью.
Период южной ссылки. Значение ссылки для личности и творчества Пушкина. Расцвет его романтизма. Лирика южного периода. Южные поэмы: влияние Байрона и самобытность Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»). Эволюция общественно-политических и творческих взглядов Пушкина. Поэма «Цыганы» как преодоление байронического романтизма. Замысел «Евгения Онегина». Пушкин в Кишиневе и Одессе; новое столкновение с властью.
|
|
Михайловский период. Значение его для творческого развития Пушкина. Лирика («Подражание Корану», «Я помню чудное мгновенье...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»). Становление реализма. Исторические интересы Пушкина и трагедия «Борис Годунов»: новаторство Пушкина-драматурга, отношение к классицизму и Шекспиру; реализм характеров; народность трагедии.