Помяловский Н.Г. «Мещанское счастье» или «Молотов».
Решетников Ф.М. Подлиповцы.
Слепцов В.А. Трудное время.
Чернышевский Н.Г. Статьи: Эстетические отношения искусства к действительности. Русский человек на rendez-vous. Статьи о Л.Н. Толстом.
Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? Темное царство. Луч света в темном царстве. Когда же придет настоящий день?
Писарев Д.И. Базаров. Реалисты. Мыслящий пролетариат. Пушкин и Белинский.
Некрасов Н.А. В дороге. Колыбельная песня. Огородник. Тройка. Родина. Псовая охота. Нравственный человек. Вчерашний день часу в шестом... Блажен незлобливый поэт. В деревне. Несжатая полоса. Саша. Внимая ужасам войны. Секрет. Забытая деревня. Тяжелый крест... Школьник. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. На Волге. Рыцарь на час. Плач детей. Крестьянские дети. Коробейники. Свобода. Зеленый шум. В полном разгаре страда деревенская. Орина, мать солдатская. Мороз, Красный нос. Памяти Добролюбова. Железная дорога. Дедушка Мазай и зайцы. Русские женщины (одну из поэм). Элегия. (Пускай нам говорит изменчивая мода...). Сеятелям. Кому на Руси жить хорошо.
|
|
Никитин И.С. Русь. Бурлак. Жена ямщика. Утро. Кулак. Ночлег в деревне. Пахарь. Нищий. Песня бобыля. Постыдно гибнет наше время! Тяжелый крест несем мы, братья. Падет презренное тиранство.
Тургенев И.С. Андрей Колосов. Записки охотника. Муму. Нахлебник. Рудин. Ася. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь. Стихотворения в прозе. Статья «Гамлет и Дон Кихот».
Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв. Фрегат «Паллада» (общее знакомство).
Островский А.Н. Свои люди – сочтемся! Бедность не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Лес. Снегурочка. Волки и овцы. Бесприданница. Таланты и поклонники. Без вины виноватые.
Тютчев Ф.И. 14 декабря 1825 года. Молчит сомнительно восток. Славянам. Эти бедные селенья... Фонтан. Не то, что мните вы, природа. О чем ты воешь, ветр ночной... День и ночь. О, как убийственно мы любим. Близнецы. Цицерон. Нет моего к тебе пристрастья. Святая ночь на небосклон взошла. Из края в край. Я помню время золотое. Как дымный столп светлеет в вышине. Сижу задумчив и один. Снежные горы. Успокоение. Над виноградными холмами. Яркий свет сиял в долине. В небе тают облака. От жизни той, что бушевала здесь. Певучесть есть в морских волнах. В душном воздухе молчанье. Предопределение.
Фет А.А. Печальная береза. Чудная картина. На заре ты ее не буди. Я пришел к тебе с приветом. Еще весной душистой нега. Еще майская ночь. Ночь и я, мы оба дышим. Жду я, тревогой объят. Нет, не жди ты песни страстной. Поделись живыми снами. Певице. Свеж и душист твой роскошный венок. На кресле отвалясь, гляжу на потолок. Прости, во мгле воспоминанья...
|
|
Сборник «Вечерние огни» (общее знакомство).
Толстой А.К. Ты знаешь край, где все обильем дышит. Колокольчики мои... Василий Шибанов. Курган. Сон Попова. Тщетно, художник, ты мнишь, что творений твоих ты создатель. В совести искал я долго обвиненья. Ты жертва жизненных тревог. По гребле неровной и тряской. Земля цвела. Звуки льются, звуки тают. Средь мира лжи. Сердце, сильней разгораясь от году до году. Вновь растворилась дверь. Средь шумного бала. То было раннею весной. Одну из пьес трилогии: Смерть Иоанна Грозного. Царь Федор Иоаннович. Царь Борис. Роман «Князь Серебряный». Сочинения Козьмы Пруткова.
Салтыков-Щедрин М.Е. Губернские очерки. Помпадуры и помпадурши. История одного города. Благонамеренные речи. Господа Головлевы. Сказки. Пошехонская старина.
Последняя треть XIX века:
литературные движения 1881 – 1905 гг.
Расцвет жанра романа (Л. Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин).
Центральное место народничества в общественном движении этого периода. П. Лавров, Н. Михайловский, П. Ткачев – идеологи народничества. Понятия «критически мыслящая личность», «герои и толпа», «долг интеллигенции перед народом», «больная совесть» и их отражение в литературе. Г.В. Плеханов о литературном народничестве. Интенсивное развитие жанра очерка (Г. Успенский, Н. Наумов, П. Засодимский, Ф. Нефедов, Н. Каронин-Петропавловский). Повести С. Степняка-Кравчинского, А. Осиповича-Новодворского. Роман Н. Златовратского «Устои». Своеобразие реализма в творчестве П. Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах»).
Поэзия 1870-х гг. Воздействие жанра романа на лирику Фета и Апухтина. Поэзия революционных народников.
Начало признания мирового значения русской литературы.
Общественно-политический фон эпохи, кризис радикального народничества, установление политической реакции, теоретическая борьба народников и марксистов. Возрождение русской идеалистической философии; новые направления религиозной мысли (Л. Толстой, Вл. Соловьев, К.Леонтьев).
Закрытие «Отечественных записок». Ведущие журналы народнического («Русское богатство»), либерального («Русская мысль», «Вестник Европы») направлений. Популярность юмористической журналистики («Стрекоза», «Осколки»). Возрастание общественной и литературной роли газеты «Неделя» П. Гайдебурова, «Новое время» А. Суворина, «Русские ведомости».
Завершение пути крупнейших русских писателей. Своеобразие литературной позиции Л. Толстого. Поздний Салтыков-Щедрин. Новые силы русской прозы: Гаршин, Короленко, Эртель, Чехов. «Средний человек» в произведениях восьмидесятников; проблема «безвременья», «малых дел», «общей идеи». Господство малых жанров в прозе. Поиски путей обновления художественного языка.
Натурализм в литературе (П. Боборыкин, Н. Лейкин, И. Потапенко). Роль Боборыкина в развитии жанра социально-бытового романа. Тематика романов К. Станюковича; своеобразие его «Морских рассказов». Проблема народа и интеллигенции в произведениях А. Эртеля.
Артель «восьмидесятников» – «скромных» реалистов (И. Ясинский, М. Альбов, К. Баранцевич, И. Леонтьев-Щеглов). Поэты «больного поколения» (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов). Последние стихи Фета («Вечерние огни»), стихотворения Вл. Соловьева, их роль в становлении символизма. Русское декадентство (выступления Д. Мережковского, Н. Минского); ранние проявления символизма (сборники В. Брюсова).
Создание политических партий, борьба марксистов с народниками. Идейные и эстетические размежевания накануне революции. Усиление философско-идеалистических исканий. Формирование русской религиозной мысли XX века (Л. Федоров, Д. Мережковский, В. Розанов).
|
|
Новое качество реализма рубежа веков. Художественные искания позднего Л. Толстого. Обновление языка прозы и драматургии в творчестве Чехова. Литературная и общественная деятельность Короленко. Всемирное признание русской классической прозы и драматургии.
Неоромантические тенденции (ранние произведения М. Горького, поэзия символизма: И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А.Белый). Связь с классической традицией; новая этическая и эстетическая позиция литературы.
Группирование вокруг Горького и издательства «Знание» плеяды писателей-реалистов (И. Бунин, А. Куприн, В. Вересаев, Л. Андреев).
Персоналии
Ф.М. Достоевский (1821 – 1881)
Проблемы периодизации творчества писателя.
Связи молодого Достоевского с передовым идейным движением (кружок Петрашевского), с «натуральной школой».
«Бедные люди» – «первая попытка... социального романа» (Белинский). Выражение в этом романе противоречивого единства плебейской гордости «забитых людей» и их индивидуалистической рефлексии. Ее усиление в других произведениях Достоевского.
Дальнейшее углубление этих противоречий в повестях конца 1850-х гг. («Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи»). Связь с сентиментально-романтической традицией.
Эволюция личности и духа Достоевского-мыслителя и художника после каторги и ссылки. Период 1860 – 1864-х гг. как время «перерождения убеждений», по словам самого писателя.
«Записки из Мертвого дома». «Поэзия» и правда о страданиях каторжан и талантливости русского народа. Связь «Записок...» с предшествующим и последующим творчеством Достоевского (образ Христа).
Литературные источники (Диккенс и др.) и отражение современных процессов жизни России 1850-х гг. в романе «Униженные и оскорбленные». Противоречивость его идейно-художественной системы. Проповедь гордого смирения. Полемика с теорией «разумного эгоизма» Чернышевского. Добролюбов о романе.
Достоевский – публицист и редактор журналов «Время» и «Эпоха». «Почвенничество» – идеологическая платформа писателя в 1860 – 1870-е гг. «Записки из подполья» как художественное осмысление «почвеннических» положений. Философская концепция «живой жизни» – поиск «почвы» как нравственная основа слияния народа и образованного сословия. Полемика Достоевского с рационализмом идейных течений 1840 – 1860-х гг. XIX века (см. идеи утопического социализма, системное учение Гегеля, социалистические идеи революционных демократов, позитивистскую программу Огюста Конта).
|
|
Романное творчество Достоевского 1860 – 1870-х гг. Моральная и социально-философская проблематика. Провозглашение принципа нравственного перерождения на религиозной основе как попытка разрешить глубочайшие противоречия современного общества.
«Преступление и наказание» как «идеологический» роман. Преступление как социально-философская и нравственно-психологическая основа сюжета романа. Конкретно-исторический и всемирный характер «идеи» Раскольникова в свете богоборческих тенденций его мировосприятия.
«Гелиоцентрическое» положение этого романа в эволюции творчества Достоевского. «Двойники» Раскольникова – Свидригайлов, Лужин, Лебезятников и развитие «двойничества» в позднем творчестве Достоевского. Проблема полифонизма в художественной структуре романа. «Преступление и наказание» в исследованиях современных ученых.
Роман «Идиот». Эволюция идеи о «положительно прекрасном человеке» и христианская традиция. Соотношение гармонии и дисгармонии в сознании князя Мышкина. «Лучезарная» идея спасения мира Добром и Красотой и трагический пафос ее крушения – идейная атмосфера всего романа.
«Бесы» как роман-предупреждение против всякого тоталитаризма. Авторская тенденция отождествления революционного движения с терроризмом «нечаевцев» (Петр Верховенский и Шигалев), сложность и неоднозначность ее воплощения в романе. Показ трагической разобщенности русской интеллигенции, утратившей связь с народом (Николай Ставрогин). Тема христианской нравственности в романе.
«Роман воспитания» «Подросток». Проблема социально-этического самоопределения личности в условиях развития буржуазных отношений в России. «Случайное семейство» как символ эпохи. Макар Долгорукий – носитель народной правды в романе. Своеобразие композиции (ретроспективное повествование).
«Братья Карамазовы» – итог творческого наследия Достоевского, роман-синтез идей общефилософского, этического и социального характера. Проблемы богоборчества и своеволия, христианства и смирения. Концепция жизни четырех братьев Карамазовых, их нравственно-психологический облик. Философско-историческая и социальная сущность «Легенды о Великом инквизиторе». Образ Зосимы в идейно-художественной системе романа.
Своеобразие «реализма в высшем смысле» романов Достоевского. Внимание писателя к нравственному миру своих героев, к глубоким противоречиям их психики. Психологический и сюжетный гиперболизм в образной системе романов, сложность композиции: напряженность интонаций поэтической речи; тяготение к принципам пародирования; образ рассказчика, в котором, как в фокусе, сводятся все стилевые приемы.
«Речь о Пушкине». Мотивы всемирной отзывчивости Пушкина и всемирного счастья, к которому стремится русский человек.
Важнейшие концепции творчества Достоевского в XX веке (Розанов, Мережковский, Энгельгардт, Бахтин, Сартр, Камю).
Л.Н. Толстой (1828 – 1910)
Феномен Толстого в русской и мировой литературе (три субъективных фактора; объективные предпосылки; предтечи Толстого в раскрытии человеческого в человеке; трагизм и эпос русской истории в творчестве Толстого и других писателей XIX века; толстовская характерология и патриархальные иллюзии писателя).
Основные этапы развития творчества Толстого.
Литературоведческое, философское понятие «центральный толстовский герой».
Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографизм; формирование характера героя в свете «чистоты нравственного чувства»; «диалектика души» Николеньки Иртеньева в изображении Толстого; включение героя в мир; герой-повествователь и автор; исповедальный характер повествования.
«Севастопольские» и другие военные рассказы: тема человека на войне (социальный и нравственный аспекты); эпический «зародыш» будущего романа-эпопеи.
«Утро помещика». Поиски Дмитрием Нехлюдовым ответов на вопросы юноши Николая Иртеньева из трилогии – установка на моральное совершенствование людей господского мира. Нехлюдов – предтеча «центрального толстовского героя» последующих «программных» произведений Толстого, в которых писатель пытается рассмотреть главное противоречие эпохи – взаимоотношения крестьянина и помещика. На эту же тему – и рассказ «Поликушка»,
Рассказ «Люцерн». Постановка с позиций «вечных начал нравственности» вопроса о соотношении свободы и бедности. Князь Дмитрий Нехлюдов – посредник между автором и «воображаемым» читателем.
Рассказ «Три смерти» – притча, смыкающаяся с «народными рассказами» Толстого 1880 – 1890-х гг., несущая социально-нравственную идею греховности богатых и праведности бедных – доминанту мировосприятия «центрального толстовского героя». Пантеизм как изначальная формула теории «непротивления злу насилием» в этом рассказе.
Повесть «Казаки» – завершение первого периода творчества писателя. Продолжение Дмитрием Олениным поисков смысла жизни предыдущими автобиографическими героями Толстого. Спорность концепции советского толстоведения о «неслиянности» Оленина с казаками. Новая точка зрения на эту проблему: образ жизни казаков в восприятии Оленина – это прошлое, к которому нет возврата (Б.И. Бурсов).
Начало второго периода творчества. Роман-эпопея «Война и мир». Хронологическая ретроспектива осуществления авторского замысла (от 1856-го – к 1805-му году) как пример личной «чистоты нравственного и гражданского» чувства Толстого. Идейный и поэтический эффект «лабиринта сцеплений» в «Войне и мире», его роль в раскрытии «мысли народной» в романе-эпопее.
«Гелиоцентрическое» расположение «Войны и мира» в творческой эволюции Толстого. Воплощение социально-философских и нравственно-психологических исканий Толстого в образах Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Оценка писателем всех сфер жизни (война, природа, искусство, любовь, государственная деятельность и т.д.) по законам добра, правды, красоты. Образ Платона Каратаева, его близость «центральному толстовскому герою».
Нравственная сила русского национального характера и причины победы русских над Наполеоном. Образ Кутузова и историко-философские «отступления» в «Войне и мире», литературоведческие споры о них в советском толстоведении.
Идея единения всех добрых начал жизни в «Войне и мире». Сопоставление ее с пафосом «Речи о Пушкине» Ф.М. Достоевского на открытии памятника Пушкина в Москве (1880).
«Азбука», четыре «Русские книги для чтения» (в том числе «Басни в прозе»), рассказ «Кавказский пленник» как предвестие романа «Анна Каренина».
«Анна Каренина». Картина нравственной деградации общества в романе. Проблема долга и чувства в судьбах героев. Смысл жизненной драмы героини. Нравственные искания Константина Левина, духовного преемника судеб Николая Иртеньева – Дмитрия Нехлюдова («Утро помещика», «Люцерн») – Мужика и Дерева («Три смерти») – Дмитрия Оленина – Пьера Безухова и Андрея Болконского, Платона Каратаева – Жилина. Авторская позиция в романе.
Последнее тридцатилетие жизни и творчества Толстого.
Толстовская религия духа – религия разума, совести и нравственности (духовная драма конца 1870-х – начала 1880-х гг.).
Следствие и обоснование духовной драмы Толстого: «перелом» в мировоззрении, переход на позиции патриархального крестьянства. Исповедально-публицистические сочинения 1880 – 1890-х гг. («Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?», «Царство божие внутри вас», «Критика догматического богословия» и др.). «Предварительные итоги» собственных нравственных, социально-общественных и религиозных исканий за полвека, спроецированных на судьбы «центрального толстовского героя» и растворенных в его (точнее, в их) размышлениях и диалогах.
Народная драма «Власть тьмы». Проникновение разлагающего влияния капитализма в патриархально-отсталую русскую деревню. Обличение праздного барства веселым заразительным смехом в комедии «Плоды просвещения». Актуальность комедии для нынешнего времени упадка культуры.
Повесть «Смерть Ивана Ильича». Ужас умирания человека, жившего лишь ради материального благополучия и не знавшего счастья жить для других (как это открылось Левину и самому Толстому); любовь к другим людям (см. далее судьбу Дмитрия Нехлюдова в романе «Воскресение»). «Народные рассказы» Толстого.
Вариации образов Ивана Ильича и его слуги Герасима из повести «Смерть Ивана Ильича» в рассказе «Хозяин и работник» (купец Брехунов – крестьянин Никита).
Повести «Крейцерова соната» и «Отец Сергий». Вопрос «чистоты нравственного чувства» на уровне осмысления межполовых взаимоотношений. Жесткое авторское решение: «идеал Христа», т.е. безбрачие и абсолютное целомудрие.
«Воскресение» – вершина русского социально-философского романа XIX века. Сочетание нравственно-философского учения Толстого с социально-обличительным пафосом романа-проповеди. Два «воскресения» в романе. Дмитрий Нехлюдов – генетический потомок своих «типологических» предшественников.
«Живой труп» – пьеса конца 1890-х гг. – оппозиция к повестям «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и «Дьявол»: беспомощность прописных заповедей семейной морали перед естественной и искренней привязанностью Феди Протасова (главного персонажа) к цыганке Маше.
Взгляды Толстого на искусство (трактаты «Что такое искусство?» и «О Шекспире и о драме»). Отрицательное отношение Толстого к «чистому искусству», критика декадентства. Пропаганда «всенародного искусства» на религиозной основе.
Последнее десятилетие жизни и творчества Толстого. Рассказ «После бала» и последний шедевр – повесть «Хаджи - Мурат».
Проповедь нравственной чистоты и моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу (сравним «Севастопольские» и другие военные рассказы). Эта же идея живет в поступках и мыслях «центрального толстовского героя» на протяжении всего творческого пути писателя.
Идейный центр «Хаджи - Мурата» – осуждение насильнических действий со стороны России по отношению к кавказским горцам в момент исторически прогрессивного акта присоединения Кавказа к России. Фигура непокорного мюрида Хаджи - Мурата – противовес проповеди «непротивления злу насилием» и звено в ряду неустанных искателей истины, составивших замкнутую цепь «центрального толстовского героя».
Отношение Толстого к революции. Протест против смертных казней в эпоху реакции после событий 1905-го года (статья «Не могу молчать»).
Художественные принципы Толстого. Сила и своеобразие психологического анализа в его произведениях. Толстой и русская литература. Толстой и мировая литература XX века. Мировая известность Толстого как мыслителя.
В.М. Гаршин (1855 – 1888)
Трагическое восприятие Гаршиным социальной действительности 70-80-х гг. Антивоенные рассказы («Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»). Тема «падшей женщины» («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Гаршин и Достоевский.
Вопросы необходимости борьбы с общественным злом. Проблемы интеллигенции, «чистого» и гражданского искусства («Встреча», «Художники»). Восхищение героизмом революционной народнической интеллигенции и признание бесплодности ее подвига («Красный цветок»).
Появление в конце творческого пути писателя непротивленческих тенденций («Сказание о гордом Аггее», «Сигнал»). Гаршин и Л. Толстой. Своеобразие реалистической манеры Гаршина. Отказ от больших эпических форм. Роль реалистических символов в творчестве писателя.
В.Г. Короленко (1853 – 1921)
Демократический характер творчества В.Г. Короленко. Его общественная и публицистическая деятельность, протест против убийств и казней («Павловские очерки», «Бытовое явление», «В голодный год», «Мултанское дело»).
Образы протестантов и революционеров («Яшка», «Чудная»). Изображение душевной силы людей из народа («Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит», «Слепой музыкант»). Полемика с толстовством и либерально-народническими иллюзиями. Цикл аллегорических повестей, отражающих общественный оптимизм и гуманизм Короленко («Сказание о Флоре», «Тени», «Парадокс», «Мгновение», «Огоньки»). «Правдоискатели» и «мечтатели» в очерках Короленко («Соколинец», «Государевы ямщики»), критика современного либерализма, мещанства, теории «малых дел» («В облачный день», «Не страшное»). Повесть «Без языка». «История моего современника» как художественно-мемуарное произведение. Общественная позиция Короленко в последние годы жизни. «Письмо к Луначарскому».
Сочетание романтизма и реализма в творчестве писателя.
Аллегоризм, символика, очерковая композиция, пейзажная живопись, лиризм описания, музыкальность речи. Художественность публицистики Короленко.
А.П. Чехов (1860 – 1904)
А.П. Чехов как крупнейший представитель русского реализма конца XIX века. Периодизация творчества Чехова. Ранний период творчества, сотрудничество в юмористических журналах. Роль пародийного начала в творчестве Чехова. Развитие и переосмысление им традиционных тем и образов русской литературы XIX века («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник»). Традиции Щедрина в сатирической новелле Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»).
Произведения середины 1880-х годов («Тоска», «Горе», «Счастье», «Враги», «Степь», «Припадок»). Последовательный демократизм, эмоциональная выразительность, лиризм, музыкальность этих произведений. Неразрывность принципов природы и красоты в творчестве писателя.
Значение поездки на Сахалин. Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия в произведениях «Скучная история», «Жена», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах», «Моя жизнь», «Дом с мезонином». Принцип объективности в творчестве Чехова; своеобразие способов выражения авторской позиции. Высота нравственных требований к человеку и борьба с «уклонениями от нормы» («Попрыгунья», «Учитель словесности», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»); интерес к формам сознания представителей различных слоев общества («Бабье царство», «Три года», «Случай из практики»); крестьянская трилогия («Мужики», «Новая дача», «В овраге»).
Своеобразие произведений конца 1890-х – начала 900-х годов, отражение в них эпохи кануна революции 1905-го г. («По делам службы», «У знакомых», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста»). Тема ухода от старой жизни; изменения в повествовании, открытые финалы чеховских произведений, символика.
Драматургия Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии.
Драма «Иванов» как итог раннего творчества Чехова. Традиции Островского и Тургенева.
Драматургическое новаторство Чехова в «Дяде Ване», «Чайке», «Трех сестрах», «Вишневом саде». Новый характер конфликта в драме, роль лирического «подводного течения», жанровое своеобразие чеховских пьес. Связь драматургии и прозы Чехова: общность проблематики, широта обобщений при минимуме затраченных средств, роль выразительной детали, соотношение текста и «подтекста». Чехов и мировая литература XX в.
Литература
Источники
по истории русской литературы
(вторая половина и последняя треть XIX века)
Успенский Г.И. Нравы Растеряевой улицы. Будка. Разорение. Власть земли. Выпрямила.
Достоевский Ф.М. Бедные люди. Униженные и оскорбленные. Двойник. Записки из Мертвого дома. Записки из подполья. Преступление и наказание. Подросток. Братья Карамазовы. Бесы. Речь о Пушкине.
Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Утро помещика. Люцерн. Казаки. Поликушка. Три смерти. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Власть тьмы. Плоды просвещения. Воскресение. Живой труп. Хаджи-Мурат. После бала. Народные рассказы. Крейцерова соната.
Гаршин В.М. Происшествие. Трус. Художники. Денщик и офицер. Красный цветок. Сказание о гордом Аггее. Сигнал.
Короленко В.Г. Сон Макара. Мороз. Чудная. Огоньки. В дурном обществе. Слепой музыкант. Река играет. Мгновение. Сказание о Флоре. Без языка. Приемыш.
Чехов А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хирургия. Хамелеон. Маска. Злоумышленник. Лошадиная фамилия. Унтер Пришибеев. Тоска. Учитель. Счастье. Горе. Ванька. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Палата № 6. Учитель словесности. Дом с мезонином. Чайка. Моя жизнь. Мужики. Дядя Ваня. Человек в футляре. Крыжовник. Ионыч. Случай из практики. Душечка. Дама с собачкой. В овраге. Три сестры. Невеста. Вишневый сад. Чайка.
Общие исследования
по истории русской литературы
(2-я половина и последняя треть ХIХ века)
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс ХIХ – ХХ вв.: Сб. ст. в память об А.И. Ревякине. – М.:Intrada, 2000.
Бердяев Н.А. Русская идея // Русская идея: В 2 т. – М., 1994. – Т.2.
Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.
Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.
Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999.
Бройтман С.Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики. – М., 1997.
Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. – Л., 1978.
Бялый Г. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. – Л., 1990.
Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. – М., 1999. – С. 223 –232.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. – М., 1984.
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – М., 1999.
Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. – М., 1982.
История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1990. – Т. 7. – Раздел 1. – С. 18 – 162.
Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. – М., 1995.
Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии. – М., 1978.
Комина Р.В. Над страницами русской классики. – М., 1991.
Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ века: К вопросу о перестройке концепции // Литературное обозрение. – 1992. – № 12.
Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе ХIХ века. – М., 1965.
Купреянова Е.И., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. – Л., 1976.
Литературные произведения в движении эпох / Под ред. Н.В. Осьмакова. – М., 1979.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003.
Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – Л., 1981.
Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. – М., 1976.
Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода // Лотман Ю.М. О русской литературе: Ст. и иссл. (1958 – 1993). – СПб., 1997.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. – СПб., 2001.
Маймин Е.А. Русская философская поэзия. – М., 1976.
Мочульский К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. – М., 1995.
Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М., 1996.
Недзвецкий В. А. Русский социально-универсальный роман XIX века. – М., 1997.
Нестеренко А.А. Авторское начало в эпическом произведении. – М., 1982.
Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа ХIХ века. – Новосибирск, 1971.
Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. – М., 1980.
Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. – М., 1972.
Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. – М., 1974. – Т. 2 (кн. 1 – 2); Т.З.
Русская классическая литература: Разборы и анализы / Сост. Д. Устюжанин. – М., 1969.
Русская литература в историко-функциональном освещении / Под. ред. Н.В.Осьмакова. – М., 1979.
Русская литература и фольклор: Вторая половина XIX века. – Л., 1982.
Русские писатели XIX – начала XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.Н. Скатова. –– М.: Просвещение, 1995.
Русские писатели XIX века. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. –– М.: Просвещение, 1996.
Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л., 1973.
Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. – М., 1972.
Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX в. – М., 1997.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.
Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки русской литературы XIX века. – Л., 1970.
Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля:
Повествовательная проза и лирика. – 2-е изд. – М., 1985.
Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990.
Учебники и учебные пособия
Горький М. История русской литературы. – М., 1939.
Жук А.А. Проза второй половины XIX века: Для учителей. – М., 1981.
История русской литературы. – В 10-ти тт. – Т. 8, 9 (Ч. 1, 2). – М., 1956.
История русской литературы: В 4 т. – М.; Л., 1980 – 1983. – Т. 3 – 4.
История русской драматургии: Вторая половина XIX века – начало XX века до 1917 года / Отв. ред. Ю.М. Лотман. – Л., 1987.
История русской литературной критики (Призоров В.В., Милованова О.О., Елина Е.Г. и др. Под ред. Призорова В.В. – М.: Высшая школа, 2002.
История русской литературы XIX века: Вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова.– М., 1991.
История русской литературы XIX века: II половина / Под ред. С.М. Петрова. – 4-е изд. – М., 1978.
История русской литературы ХIХ в. 40 – 60-е годы: Учеб. пос. / Под ред. В.Н. Аношкиной и Л.Д. Громовой. – М., 2001.
Кулешов В.И. Русская демократическая литература 50 – 60-х гг. ХIХ века. – М., 1989.
Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70 – 90-е гг. – М., 1983.
Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ в. – М., 1998.
Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века. 1840 – 1860-е гг. – М., 1981.
Раскольников Ф. История русской литературы XIX века: 40 – 60-е годы: Учеб. пос. – Ижевск, 2001.
Русская литература XIX века. Вторая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2001.
Русская литература ХIХ века / Кройчик Л.Е., Свительский В.А. – Воронеж, 1996.
Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х гг.): В 2 кн. – М., 2001. – Кн. 1.
Святополк-Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год (2-е изд.): В 2 т. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2006.
Персоналии
(см. также «Литературу» к циклам практическихзанятий)