А.М. Горький (1868-1936)

Биография и личность. Горький как тип писателя. Отношение к традиции реализма и идейное новаторство Горького.

Раннее творчество (1890-е гг.). Романтические произведения; отражение в них идей позднего народничества. «Рассказы о босяках» и положительный герой раннего Горького.

«Фома Гордеев» в контексте русской литературы конца XIX века. Тема российского капитализма в романе и типология героев. Противопоставление Маякина и Гордеева и основной сюжетный конфликт. Фома Гордеев как «выламывающийся» купец и завершение типа героя-«босяка».

Второй период творчества (начало 1900-х гг.). Горький и Московский Художественный театр. Особенности драматургии Горького. «Мещане»: своеобразие конфликта и положительного героя. «На дне» как социально-философская драма: авторский замысел и объективный смысл противопоставления «двух типов» гуманизма; проблематичность Сатина как положительного героя. Тема интеллигенции и народа в пьесах «Дачники», «Дети солнца», «Варвары».

Творчество периода первой русской революции (1905-1907гг.). Партийная деятельность Горького; Горький за границей; очерки и памфлеты о Западе.

Роман «Мать» и начало «социалистического реализма». Идейная связь и полемика Горького с Чернышевским («Что делать?»). Павел Власов как новый тип положительного героя и «тоталитарная» концепция человека.

Между двумя революциями (1907-1917 гг.). Публицистика Горького («Заметки о мещанстве», «Разрушение личности»). Тема мещанства в «окуровских» повестях. Рассказы и очерки циклов «По Руси», «Сказки об Италии», «Русские сказки»: проблема национального характера.

«Детство» и «В людях» как «роман воспитания». Автобиографизм и художественное обобщение во всей трилогии. Проблемы становления человека в борьбе со средой. Алеша Пешков среди положительных героев Горького.

В.В. Вересаев (1867-1945)

Идейно-художественная связь Вересаева с народнической традицией 80-90-х гг. Тема интеллигенции и народа: «Без дороги», «Поветрие», «На повороте». Рассказы и очерки о крестьянстве («Лизар») и городских низах («Два конца»). «Записки врача», их общественная проблематика и художественное новаторство.

«К жизни» – новый этап в творчестве Вересаева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: