Введение. Методологические проблемы изучения истории русской литературы кон

Методологические проблемы изучения истории русской литературы кон. XIX – нач. XX вв. Вопрос периодизации литературного процесса.

Историческая ситуация в России конца XIX в. Общественно-политическое и литературно-историческое значение цареубийства 1 марта 1881года. Идейно-художественный кризис 1880-х гг., упадок революционно-демократической идеологии, вырождение реализма в искусстве и литературе. Позитивизм и натурализм.

Пути преодоления кризиса и основные направления литературного процесса конца XIX – начала XX вв. в их взаимосвязи. Реализм и модернизм.

1. Реалистическая литература рубежа веков

Поиски новых возможностей реализма в творчестве Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко. Реализм как один из основных методов художественной литературы «серебряного века». Разнообразие типов реализма. Классический реализм (Л. Толстой, А. Чехов). «Романтический» реализм (В. Короленко, М. Горький). «Символический» реализм (И. Бунин). Продолжение классических традиций ХIХ века и их своеобразное преодоление под влиянием художественных открытий модернизма.

Литературный кружок «Среда» и издательство «Знание» как центры реалистической литературы в годы подготовки первой русской революции. Роль М. Горького в литературном процессе и его влияние на писателей-«знаньевцев».

Пролетарская литература.

Реализм и неонатурализм. Особенности русского неонатурализма. Проза М. Арцыбашева, А. Вербицкой.

Особенности новокрестьянской поэзии. Мифопоэтическое восприятие в стихах Н. Клюева, С. Клычкова, С. Есенина.

Концепция народа и человека в реалистических произведениях конца ХIХ – нач. ХХ веков. Отказ от идеализации народа, воспроизведения противоречивых черт национального характера. Новые способы типизации, опирающиеся на антропологический подход к человеку. Экзистенциальные основы протеста героев. Отказ от футурологических иллюзий классической русской литературы. Пересмотр системы жанров. Развитие проблемных повести и рассказа, психологической и экспериментальной драмы. Господство лирического начала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: