Компьютерная цивилизация и ее опасности

Компьютерная цивилизация, родиной которой является Америка, — это логическое завершение технотворчества западного мира. Она ведет к освобождению человека от рутинного труда, однако в ней кроется опасность алгоритмизации и обезличивания человеческой жизни. Нет ли здесь противоречия? Да, есть, но это противоречие постоянно воспроизводится в человеческом бытии концаXX века. Забирая у человека механический труд, компьютер возвращает его человеку в виде потребляемой информации. Опасность заключается в том, что компьютерная цивилизация превращает знание в информацию, а познание — в информирование.

Знание — нечто принципиально иное, чем информация. Знание есть экзистенциально и личностно наполненная информация. Люди, живущие, общающиеся и развлекающиеся при помощи компьютера, освобождаются и закабаляются одновременно. Они несут на себе печать компьютера. Они не хотят познавать мир, они желают получать информацию о нем. Алгоритмы, переданные человеком компьютеру, возвращаются в человека. Это рационализирует жизнь в компьютерной цивилизации и обездушивает ее, что может приводить к катастрофическому нарастанию одиночества человека. И проблема не в том, чтобы отказаться от компьютеров, не в том, что они излишни для человеческого рода. Проблема в неготовности человека выдержать искушение компьютером, в отставании духовного и личностного прогресса от технического. Проблема в отставании прогресса культуры от прогресса цивилизации.

Освобождение человека от механической деятельности при помощи компьютера поэтому может привести в ближайшем будущем к социальным и экзистенциальным потрясениям. Высвобождающиеся из производственной сферы люди могут оказаться перед угрозой утраты смысла существования в силу неготовности к творческой актуализации, в которой все больше нуждается окружающий мир. Свобода для освобожденных компьютером может оказаться слишком тяжелым бременем. И они могут попытаться освободиться от этого бремени — освободиться от свободы — через разрушение компьютерной цивилизации...

Поэтому для мира на пороге III тысячелетия становится предельно важным развитие идеи и практики творческой реализации личности в культуре.

§ 45

Глубинное разрешение противоречия
фундаментального и прикладного начал в науке. Наука на стыке культуры и цивилизации

Все сказанное выше позволяет сделать два важных вывода:

1. Противоречие фундаментального и прикладного начал в науке в конце XX века не только не разрешается в технотворчестве, но может и обостряться в нем.

2. Наука существует на стыке культуры и цивилизации. Фундаментальные исследования в науке есть сфера культуротворчества, прикладные исследования и разработки завершаются технотворчеством, творящим цивилизацию.

Таким образом, противоречие фундаментального и прикладного начал в науке — это противоречие культуры и цивилизации. А значит, его разрешение возможно за пределами и культуры, и цивилизации.

Эта идея заставляет нас глубже проникнуть в мысль, высказанную выше, — об искусстве как силе, при помощи которой действительно может быть снято противоречие фундаментального и прикладного в науке.

Что есть в искусстве такого, чего нет в науке?

§ 46

Искусство как художественное разрешение
противоречий человеческой жизни

Размышляя о различии науки и искусства, мы можем констатировать, что искусство, безусловно, имеет в себе момент познания, но познание здесь выступает лишь средством, тогда как творчество является самоцелью.

Но что творит искусство?

Понятно, что оно не может лишь повторять окружающий мир — ибо тогда эта деятельность не будет созданием нового бытия, а потому она противоречит идее творчества. Процесс творчества происходит тогда, когда разрешаются до сих пор неразрешимые противоречия человеческой жизни. Поэтому искусство обретает себя как художественное разрешение противоречий человеческой жизни.

Художественное разрешение противоречий человеческой жизни в искусстве означает следующее:

1. Противоречие разрешается чувственно-образно.

2. Оно происходит в объективированной форме произведения, в котором дисгармонические отношения мира предельно обостряются и переходят в гармонические.

Несмотря на то что художественное разрешение противоречия в искусстве совершается в объективированной форме — в форме культуры, оно с необходимостью оказывает воздействие на разрешение противоречий в непосредственной стихии человеческой жизни.

Как это возможно?

Для ответа на этот вопрос необходимо осознать, что наиболее глубокое искусство — как и философия, и религия — не берется разрешать противоречия, которые могут быть разрешены в стихии жизни и без него. Оно — как и философия, и религия — тяготеет к постановке и разрешению трагических противоречий человеческого бытия. При восприятии произведений такого искусства у зрителя возникает состояние потрясения и очищения — «катарсиса», как говорил Аристотель. Именно это состояние и соединяет искусство с жизнью.

§ 47


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: