В любой культуре и в любом времени происходили и происходят поиски эликсира бессмертия, который остановил бы процессы старения и оказал омолаживающее воздействие на организм.
В целом ряде оккультных учений Востока и Запада эликсир бессмертия трактуется как химический состав, извне поступающий в организм и воздействующий на любого человека. В иных доктринах считается, что этот эликсир должен синтезировать сам организм под воздействием определенных упражнений и образа жизни. Такое понимание весьма характерно для даосизма[70].
Однако насколько действительно значимы подобные препараты? Или точнее: каков смысл таких эликсиров? Если предположить, что эликсир бессмертия найден и произошло значительное возрастание продолжительности жизни, более того, ее продление до бесконечности, то все равно такой препарат не избавляет от смерти в результате несчастного случая, убийства и т. д.
С другой стороны, продление биологической жизни надолго или навсегда не решает проблему психического старения и угасания как нарастания скуки жизни. Это психическое старение может стать и моральным старением. Вспомним «Средство Макропулоса» Карела Чапека.
|
|
Эту же проблему весьма любопытно ставит Филипп Фармер. В романе «Пир потаенный» он изображает Союз Девяти Мудрецов, с незапамятных времен владеющих тайной эликсира, который почти бесконечно (по человеческим меркам) продлевает жизнь. Человек, регулярно принимающий этот эликсир, обретает продолжительность жизни в 30 тысяч лет. Соответственно замедляются все процессы старения — так что зрелости человек достигает в 18-20 тысяч лет. Эликсир обеспечивает также регенерацию всех поврежденных органов — кроме полного разрушения мозга.
Союз Девяти бессмертных создает почти религиозный культ своих личностей среди посвященных в тайну эликсира, которые принимают его в строго назначенное время и в строго назначенном месте.
В жизни Девяти, длящейся бесконечно долго, один за другим угасают все мотивы, кроме одного — желания власти и манипулирования людьми в планетарном масштабе. Однако власть и манипуляция всегда порождают ответную власть и манипуляцию. Среди последователей Девяти начинается восстание, которое приводит к их гибели...
Таков сюжет Фармера. Эликсир бессмертия попадает в руки людей, использующих его в качестве хлыста своей власти. Само такое использование есть попытка найти смысл бесконечно длинной жизни. Но бессмертие не может играть роль хлыста бесконечно. И этот хлыст выпадает из их рук.
Обязательно ли эликсир бессмертия станет достоянием немногих, манипулирующих человечеством? Фармер не дает однозначного ответа на этот вопрос.
|
|
Однако, если бы мы ответили на него отрицательно и предположили бы, что такой эликсир свободно предоставлен человечеству и его можно приобретать во всех аптеках, то это все равно не решает всех проблем.
Бессмертие, которое может быть оборвано несчастным случаем, бессмертие, выступающее искусственным затягиванием обыденного и предельного бытия, становится слишком утомительным испытанием. Понятно, что, как и бессмертие через продление рода, бессмертие в результате продления жизни всегда достаточно условно и символично.
3. БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА
КАК БЕССМЕРТИЕ ЛИЧНОСТИ
§ 83