Вера в бессмертие личности как бессмертие самосознания и самосотворения и восприятие его как реальности возможны только в любви как самосотворении. Лишь через любовь личности открывается стихия собственного бессмертия. Лишь любовь оживляет абстрактную веру в бессмертие личности и наполняет ее смыслом.
Любовь, понятая как совместное творение собственного бытия, противостоит смерти и времени. В ней есть та полнота личностного начала, которая может быть достойна Вечности и может действительно войти в Вечность.
Здесь мы подходим к трагическому противоречию времени и Вечности.
§ 85
Жизнь-существование и жизнь-бытие.
Бессмертие личности как разрешение
трагического противоречия времени и Вечности
Человеческая жизнь погружена во время. Она подчинена времени как потоку, который несет ее к завершению. Мы переживаем конечность человеческой жизни и страдаем. Безжалостное время чертит на нашем лице морщины, и мы носим их как шрамы, полученные в поединке с ним. Конечность человеческой жизни открывается нам как конечность любого существования. Человеческое существование всегда трагично, ибо такое существование есть жизнь, постигшая свою временность и конечность. Это жизнь в предельной тоске конечности и временности.
|
|
Итак, существование насквозь пропитано временем и побеждено им. Бытие, напротив, принадлежит Вечности. «Конечность Бытия», «временность Бытия» — эти словосочетания наш язык отвергает как бессмысленные. Бытие постоянно переживает небытие и остается собой.
Может ли человеческая жизнь, понятая как самосознание и самотворение личности, войти в стихию Бытия? Для ответа на этот вопрос необходимо приблизиться к пониманию взаимоотношений бытия и существования. Существование есть атом бытия. Существование — это бытие, раздробленное временем, бытие, каждый из этапов которого замкнулся в одиночестве и конечности. Переживание одиночества существования и его конечности есть результат достаточно долгого развития человека. Поэтому человеческая жизнь становится существованием в весьма развитых формах. Мы можем говорить о жизни-существовании как о предельном состоянии человека.
Жизнь-существование возвышается над жизнью-про-живанием, в которой человеческое неотделимо от животного. В жизни-существовании жизнь проделывает путь от про-живания до пере-живания. В жизни-существовании человек переживает свою временность как мучительное одиночество перед лицом Бытия, но только в этом переживании и рождается истинно человеческая жизнь.
Жизнь-существование противостоит Бытию, ибо не может выйти за пределы времени. Она пугается стихии Бытия-Вечности, видя в ней небытие, смерть. Живущий-существующий во времени не способен увидеть конструктивный смысл Вечности. Он видит в Вечности лишь смертельно скучное дление времени. Вечное Возвращение времени.
|
|
Выход жизни-существования человека из времени в Вечность и Бытие возможен только через любовь-самосотворение. В любовно-творящем акте фрагменты существования человека, уносимые потоком времени, становятся единым Бытием. Любовь-самосотворение есть высшее выражение личностного начала. Поэтому только личностно окрашенное существование становится Бытием. И в этой окрашенности человек перестает быть сиротой Бытия и пасынком Вечности. Ему не нужно умирать, чтобы соединиться с ними. Он побеждает время и входит в Бытие и Вечность, не переставая быть живым. Его жизнь наполняется всемогуществом и всеединством вечного Бытия. Она превращается в жизнь-бытие.
Жизнь-бытие есть не только развитие существования, это развитие самого бытия. Ибо, как мы видели на протяжении нашего исследования, бытие может парадоксально предшествовать существованию как нечто пред-человеческое. Стихия про-живания есть стихия такого бытия. Это стихия обыденного бытия.
Пред-личностное бытие как природа включено в Вечность в качестве бесконечного продления времени. Это тождество Вечности и Бесконечности, безличное единство всего со всем, против которого восстает человеческое существование как предельное бытие; в этом восстании пред-личностное бытие в муках рождает личность.
Именно в существовании, экзистенции происходит выход за пределы всего обыденного и безличного в человеческом бытии. Это глубоко пережил Хайдеггер, проясняющий понятие экзистенции через эк-статичность человека — устремленность к постоянному выходу за свои пределы. Именно на этом основании Хайдеггер связывает экзистенцию человека с «просветом бытия». «Стояние в просвете бытия я называю эк-зистенцией человека, — пишет Хайдеггер, — Только человеку присущ этот род бытия. Так понятая эк-зистенция... есть то, в чем существо человека хранит источник своего определения»[71].
И все же Жизнь, понятая как жизнь-бытие, есть решительный шаг за пределы жизни-существования. Жизнь-бытие преодолевает переживание конечности и временности, характерное для жизни-существования. Жизнь-бытие проходит сквозь смерть как метаморфозу и обретает себя в новом качестве. Она обретает Вечность как высшее благородство Бытия, недоступное существованию.
Жизнь-бытие — это личностное бытие. Более того, жизнь-бытие есть тот высший способ бытия личности, который мы назвали бытиетворением и любовью-самосотворением. В жизни-бытии как личностном бытии Вечность получает совсем новое звучание. Она перестает быть бесконечным временем.
Именно в жизни-бытии личности разрешается трагическое противоречие времени и Вечности. Поток времени как поток существования впадает в океан Вечности, сама же Вечность превращается во всеединство времен.
Вечность как всеединство времен разворачивается только в личностном бытии. В бытии личности и любви-самосотворении как его запредельном выражении смерть отделяется от времени. Она становится лишь символом. Разрушительная сила смерти растворяется в материи. Личность же переходит в иные слои Бытия.
Итак, истинное бессмертие личности может быть понято лишь как Вечность Личности. Вечность Личности выступает не бесконечным существованием, продлением жизни одного и того же тела, а единством в памяти и самосотворяющем действии прошлого, настоящего и будущего личности.
Вечность Личности — это не отрицание времени, а победа над его равнодушным беспамятством, его линейно-невозвратимым характером. Бессмертие личности как ее Вечность означает новое бытие памяти. В своей истинной силе память сама есть бытие. Она есть бытие-воскрешение, оживление и возвращение всего личностного из бездны прошлого. Эта идея с предельной ясностью и трагическим оптимизмом выражена в христианской культуре.
|
|
Вечность Личности — это свободная актуализация прошлого, свободная открытость настоящего и свободное самосотворение будущего. Это воскрешение в Вечности всего достойного Вечности и его развитие.
Переживание бессмертия как Вечности личностного начала дается человеку как дар Бытия. Это дар веры в свою сопричастность Вечности. Но такой дар может быть дан лишь заслужившим его. Заслужить веру в бессмертие своей личности означает выйти за пределы всего безлично-обыденного в своей жизни — того, что чуждо Вечности, — и стать на путь любви и самосотворения.
§ 86