Бессмертие личности в культуре

Бессмертие человека через продление рода и собственной биологической жизни достаточно условно, ибо не гарантирует вечности личностного начала. Действительное бессмертие может быть понято только как бессмертие личности — единства духовного и душевного начал человека в их актуализации. Именно такое понимание бессмертия поднимает человеческое Я над абсолютностью смерти; смерть-как-разрушение охватывает лишь телесность. По отношению к личности смерть становится метаморфозой Я.

Насколько бессмертие личности может реализоваться в культуре? Обессмертили ли себя Пушкин или Гете в своих творениях? На первый взгляд кажется, что да. Однако, если мы углубимся в размышления, то увидим, что они обессмертили в культуре не себя, а свое имя и свои произведения. Они обессмертили нечто материализовавшееся, объективированное. Они обессмертили не себя как самосознание и самотворение, а внешние продукты самосознания и самотворения.

Поэтому бессмертие в культуре, в ее продуктах также является символичным. Оно основано исключительно на памяти других людей о личности творца культуры. Но, как уже было показано в первой книге нашего курса лекций, во-первых, память о личности не тождественна жизни личности а, во-вторых, такая память через объекты культуры и дела бессмертна только в том случае, если бессмертны личности вспоминающих.

§ 84

Бессмертие личности
как бессмертие самосотворения

Из всего сказанного выше следует: истинное бессмертие личности — это бессмертие за пределами объектов и омывающей их памяти.

Бессмертие личности — лишь в самой личности. Это бессмертие духовного и душевного начал, которые не выражаются до конца ни в роде, ни в культуре,— бессмертие самосознания и самосотворения человека.

Такое бессмертие не отрицает бессмертия в продуктах культуры, но последнее является лишь его аспектом. Бессмертие личности как бессмертие самосотворения возвышается и над телесным продлением жизни — по определению, оно реализуется в любых телесных формах, находится с ними в свободной связи.

Однако насколько бессмертие самосотворения может быть реально возможным? Принятие такой возможности основано на вере в вечность персонального начала. Вера?.. Неужели нам стоит положиться на столь эфемерное основание?

Но, как мы уже увидели в начале книги, иные представления о бессмертии также принимаются на веру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: