Смерть и бессмертие

СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.

Проблема смысла жизни является вечной проблемой философии, а это означает, что ответ на вопрос о назначении человека дается каждым индивидом самостоятельно. Но почему возникает такой вопрос?

Прежде всего, речь идет об отношении человека к жизни как уникальному феномену Вселенной. Э. Фромм подчеркивает, что в нас биологически заложено желание жить. Независимо от того, счастливы ли мы или несчастны, наше тело и душа побуждают нас к бессмертию. Но поскольку мы не можем жить вечно, мы ищем доводы, сообразно которым открываются пути сохранения бессмертного «специфически человеческого».

Наука уже достигла и в перспективе может многого достичь в удлинении жизненного срока, трансплантации жизненных органов, искусственном производстве потомства, тем самым разрушая традиционное представление о биологической природе человека. Но здесь ли начинается путь в бессмертие?

Не секрет, что жизнь не для всех людей является универсальной ценностью. Многие формы жизни служат для человека источником пищи, минералов, витаминов. Они используются человеком как источники материалов и веществ, из которых воспроизводится мир человеческой культуры. В свою очередь, мир человеческой культуры наполнен стремлением человека стать кем-то иным, сожалениями о прошлом, конфликтами по поводу несовпадения целей, заботой о будущем. В большинстве своем человек стоит перед выбором: вернуться к животному существованию или сохранить «специфически человеческое». Наиболее полно благоговение перед жизнью выразил А. Швейцер, утверждая, что добро – это то, что служит сохранению жизни, а зло – то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Может ли человек жить по этой максиме? Насколько она совместима с реальной человеческой жизнью? Сама постановка этих вопросов приводит к необходимости обратиться к проблеме смысла жизни.

Смысл жизни - регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе морально-ценностные нормы и показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Иначе говоря, это обозначение проблемы предназначенности человеческой жизни. В истории философии можно выделить два концептуально различных подхода:

1. смысл жизни – в моральных установлениях земного бытия человека;

2. смысл жизни – в запредельных трансцендентальных установках, определяющих ценность человеческой жизни.

Им противостоит идея бессмысленности человеческих упований и действий. На протяжении всего периода развития философии эти концепции порождали множество учений – от гедонизма до прагматизма в первом случае и от темологии Аристотеля до религиозно-философских учений современности – во втором.

В любом случае вопрос о смысле жизни – это вопрос метафизический, т.к. он сводится или к сомнению по поводу «цели и назначения» мира в целом, или к вопросу о судьбе, которая нам выпадает. Более того, смысл жизни не сводится к удовольствию, счастью, наслаждению, служению долгу или искуплению грехов, хотя каждый из этих феноменов может быть мотивом или следствием человеческих де йствий.

Австрийский ученый и философ В. Франкл обращает внимание на роль ценностей в формировании смысла жизни. Он выделяет ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Ценности творчества проявляют себя не в том, где человек работает, а как он работает. Ценности переживания реализуются в восприятии мира как мира гармонии и красоты, постижении прекрасного. Но и ценности творчества, и ценности переживания не могут постоянно заполнять пространство обыденной человеческой жизни. Они – скорее вершинные моменты жизни, наполняющие ее величайшим смыслом. Жизнь может быть осмысленной и тогда, когда в ней нет ни творческих порывов, ни богатых переживаний. Главное – это как человек относится к ограничению своих жизненных возможностей. Эти ценности В. Франкл называет ценностями отношения. Речь идет о том, как человек относится к своей судьбе. Каждому человеку дается возможность обращения к высоким ценностям. В пером случае мы можем обогатить мир своей деятельностью, во втором – обогатимся сами благодаря переживанию. Но реальная повседневная жизнь требует от человека постоянного отношения ко всему, что с ним происходит. Поэтому третья группа ценностей включает в себя такие экзистенциалы бытия, как мужество, страдание, достоинство и т.д.

Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (уста­новка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на исполь­зование всех человеческих потенций).

Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она ока­зывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они дру­гие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных из­мерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

Последние годы философы уделяют особое внимание изучению проблемы смерти и бессмертия, хотя как проблема она волновала человечество во все времена. С одной стороны, наука способна «отодвинуть» смерть, используя достижения генной инженерии, с другой – та же наука разрушает прежние представления о переходе жизни – в не- жизнь (смерть). Но самое важное – тема смерти и бессмертия органично связана с проблемой цели и смысла человеческого существования вообще. Проблема смерти является фундаментальной, т.к. она не может быть полностью разрешена, она составляет тайну человеческого бытия. Границы между жизнью и смертью весьма подвижны, и смерть также многолика, как и земное бытие. Образы смерти проникают в массовое сознание, порождая специфические духовные феномены. В эпохи общественных сдвигов, социокультурных преобразований происходит переосмысление символов, с помощью которых человек пытается увековечить себя. Так формируется идея «вечного существования» как необходимого условия поддержания жизни, идея бессмертия. Реальное, не мифологическое бессмертие состоит в том, что человек остается в своих делах, творчестве, памяти людей. Физическая смерть не влечет за собой духовное исчезновение. Человек как род сохраняет себя благодаря бессмертному «специфически человеческому». Как говорил М. Мамардашвили, главное предназначение человека – стать человеком, быть им. Человеческий род, создающий и сберегающий культуру собственного бытия, является носителем идеи бессмертия и тем самым – гарантом индивидуального бессмертия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: