Учение Платона

Платон и Аристотель

Введение

Огромная одаренность, всесторонний охват изучаемых предметов, глубина разработки делают учение Платона и Аристотеля широко известным, далеко выходящим за пределы общества, в котором они жили выходящим за пределы общества, в котором они жили и действовали. Платон разработал вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Аристотель создает основы логики, разрабатывает проблемы теории искусства, этики, экономики, психологии.

В лице Платона (417 – 347 г. до н. э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения.

Платон

Жизнь Платона

О жизни Платона достоверно известно немногое. Вначале он был учеником Сократа. После казни Сократа (399 г. до н. э.) Платон уехал из Афин в Мегару, а оттуда в Кирену – к математику Феодору – и потом в Египет. В то время Египет считался высокоразвитым государством. Платон ознакомился с кастовым общественным строем Египта. Идеализированное изображение этого строя он развил в своей утопии – "Государство". По – видимому, важным этапом в жизни Платона оказалось его пребывание в Сиракузах на острове Сицилия. В то время это был блестящий политический и культурный греческий центр. При сиракузском тиране Дионисии Старшем Платон неудачно пытался вмешаться в политическую жизнь Сиракуз и реализовать при его посредстве свой план идеального государственного устройства. В 388 году Платон вернулся в Афины, а в следующем году основал там школу, получившую в честь героя Академика название "Академия". По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся. Каждому классу чувственных предметов соответствует в бестелесном, нечувственном мире "идея".

Учение Платона

Учения Платона носит теологический характер. Теология – учение о целесообразности. До своего вселения в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись на Земле с телом, душа забывает то, что знала до своего падения на Землю. Однако и теперь она хранит в своей глубине память о том, что она когда- то созерцала. Человеческая душа независима от тела и бессмертна.

По Платону, мир чувственных вещей не отсечен от мира "идей": он стоит в каком – то отношении к миру "идей". Между областью "идей" и областью вещей у Платона находится "душа мира". Чувственный мир – порождение мира " идей " и мира " материи ". Если мир "идей есть мужское или активное начало, а мир материи начало женское, или пассивное, то мир чувственно воспринимаемых вещей – детище обоих. Каждая вещь чувственного мира "причастна" и к своей "идее", и к " материи". Поскольку чувственная вещь "причастна" своей " идее ", делает вывод Платон, то она есть ее несовершенное, искаженное отображение или "подобие". Посредством "веры" воспринимаются веши в качестве существующих и утверждаются в этом качестве. "Подобие" у Платона выполняет функцию представления в сознании. Диалектика Платона, прежде всего учение о бытии или об идеях, имеет ярко выраженный онтологический характер. В соответствии с этим "диалектика", как ее понимает Платон, не только путь или метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, причины вещей чувственного мира. По Платону, в предметах чувственного мира не только противоположности переходят друг в друга, но и совмещают противоположные качества.

Однако для объяснения наблюдаемых явлений недостаточно предположить существование одних лишь идей. Ведь чувственные вещи преходящи, изменчивы, лишены истинного существования. Их качества должны быть обусловлены уже не только бытием, но и каким – то образом и небытием. Выходит, что кроме бытия должно существовать также и небытие. Это небытие Платон отождествляет с материей. Благодаря существованию материи, или небытия, возникает множество чувственных вещей. Материя, которую Платон уподобляет "материи", "кормилице", принимает в свое лоно вид (идею) и превращает единство и целостность каждого постигаемого умом вида, каждой идеи во множестве чувственных вещей, обособленных друг от друга в пространстве. Учение это противостояло атомистическому материализму Демокрита, который был старшим современником Платона. Атомисты утверждали, что небытие существует ничуть не меньше, чем бытие. Но при этом бытие отождествляли с атомами, считая их телесными, а под небытием понимали пустоту, пространство, в котором движутся атомы.

Напротив, у Платона бытие – бестелстные, нематериальные идеи, а материя – небытие. При этом для Платона идеи первичные материи; понятием небытия уже предполагается как его условие – бытие: небытие тоже есть бытие, но только иное по отношению в данному. Виды (идеи) Платона прежде всего бытие, а не понятие нашего ума, и существует они сами по себе, независимо от субъекта, от его сознания и познания.

В объективно-идеалистическую основу системы взглядов Платона вторгается дуализм, учение о противоположности души и тела. Тело рассматривается как темница души, а душа- как бессмертная сущность небесного происхождения, вселившаяся в телесную оболочку. Платон даже излагает систему доводов, доказывающих бессмертие души.

С представлением о природе души у Платона связано и его понимание знания. Даже под бременем тела на Земле, вдали от занебесной области, душа хранит истинное знание. Это воспоминание о нечувственном бытие, которое она созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело. Область идей представляет, по Платону, систему, подобную пирамиде: на вершине пирамиде превыше знания и истины пребывает идея блага. Идея блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания: она сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от нее сущность.

Учение об идее блага сообщает учению Платона о бытии и о мире характер телеологического учения. Благо объявляется не только верховной причиной бытия, но вместе и целью.

Платон представляет, что бытие "иерархично" и состоит из различных слоев и областей неодинаковой реальности. Различию этих областей бытия соответствует и различие родов знания. Высший род бытия – идеи – познаются посредством интуиции.

Низший сравнительно с идеями род бытия – предметы математического знания. Математические предметы родственны и идеям, и чувственным вещам. Как и идеи, они неизменны, не зависят в своей сущности от отдельных предметов, представляющих их в чувственном мире. Они постигаются умом, но не посредством интуиции, а посредством размышления.

Степень реальности- чувственные вещи – несовершенная область вечного становления, генезиса и гибели. Чувственные вещи не могут быть предметом достоверного знания, а только мнение.

Низкий род бытия – отображение чувственных вещей. Постигаются эти отображения, или образы вещей, при посредстве воображения.

Согласно утверждению Платона, ни мнение, ни воображение не дают истинного, достоверного знания. Как и сами чувственные предметы, мнения непрерывно изменяются. Чтобы возвыситься до знания, мнения должны быть связаны в единство или тождество. Связь это производится деятельностью самой души. В душе хранится память об истинах,которые она созерцала в области истинно сущих идей – еще до своего падения на Землю и до своего заключения в телесную оболочку.

Платон создает науку, которая позволяет истинно познавать сущее. Наука это - диалектика. Платон доказывает, что бытие, поскольку оно рассматривается само по себе, едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, бездейственно и не подлежит страданию. Поэтому бытие должно характеризоваться противоположными свойствами: оно един и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и не покоится, движется и не движется, действует и не действует, страдает и не страдает.

Осознание противоположностей в исследуемых предметах есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению.

Искусство пробуждать к исследованию и к размышлению посредством открытия противоречий есть то, что Платон называет искусством диалектики.

Платон различает содержание диалектики, это метод познания, ведущий от осознания противоречия и не совершенного знания к постижению истинно сущего. Диалектика характеризуется у Платона как метод движения от данных предположений к их все более и более высоким основаниям, пока, наконец, познающий не дойдет до наивысшего основания. Это восхождение ума есть у Платона движение, совершающееся только в области мышления, отрешенного от всего чувственного.

Нечувственное восхождение по ступеням разума до высшей основы – только первая половина пути. Здесь ум вновь нисходит к начальным – низшим – понятиям. Это так называемый метод восхождения от абстрактного к конкретному.

В наследии Платона интересны следующее моменты:

В научном познание, в практическом действии важна ответить на вопрос: что такое данная вещь, чем она отличается от других? Идея вещи как раз и является ответом на данный вопрос. Идея вещи есть смысл вещи.

Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части и представляет собой в сравнении с ними новые качества. Стороны треугольника, взятые по отдельности, не есть треугольник. Тем не менее из – за определенного объединения трех отрезков получается нечто новое- треугольник. Итак, идея вещи есть цельность всех составляющих ее частей.

Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявления вещи. Например, любой механизм может быть работающим, если все его части объединены одной идеей (часы). Идея – есть закон.

Идея не вещественна, тому свидетельство- история развития науки и практики.

Итак, идея есть принцип осмысления вещей, их общая цельность, являющаяся законом их отдельных проявлений. Всеобщую закономерность, конечно, можно не называть идеей или совокупностей идей, но от самой этой всеобщей закономерности вещей наука отказаться не может.

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное государство (общежитие) и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

По мнению Платона, все существующие государства принадлежат к отрицательному типу, где главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. "Какого бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебных друг к другу: одно – государство богатых, другое – бедных ".

По Платону, отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия, олегархия, демократия и тирания.

Тимократия – то есть власть основанная на господстве честолюбцев. С первыми признаками упадка возникает страсть к обогащению. В тимократии первоначально сохранились черты совершенного строя: правители пользуются почетом, войны свободны от земледельчиских и ремесленных работ. Однако со временем любители драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото в стенах своих жилищ и образ жизни постепенно меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии.

Олигархия – власть немногих над большинством, бедные не участвуют в управлении. А в олигархии, во – первых, все занимаются самыми различными делами – и земледелием, и ремеслами, и войной. Во – вторых, это приводит к тому, что человек превращается в бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.

Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, в ее худшую форму государственного устройства – в демократию. Это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее. чем при олигархии. В этом обществе возникает зависть и злоба бедных к богатым. Неуклонно развиваясь, имущественная противоположность становится заметной даже во внешности тех и других. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой бедняков, то они часть богатых уничтожают, часть изгоняют, а государственная власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества.

Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть подобно предыдущим формам как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. В первое время тиран " улыбается и обнимает всех, с кем встречается, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким раздает земли и притворяется молистивым и кротким в отношении ко всем. Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вражде. Но так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожить своих осудителей, " пока у него не останется ни врагов, ни друзей."

Всем другим формам государства Платон противопоставлял утопию, или проект наилучшего государство и правления. Этим государством руководят (как в олигархии) немногие. Но в отличие от олигархии этими немногими могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством: во- первых, в силу природных тому задатков и одаренности; во – вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципом идеального государства Платон считает справедливость. Идеальное государство, во – первых, должно обладать рядом черт нравственной и политической организации и средствами их защиты; во вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех граждан необходимыми для них материальными благами; в третьих оно должно руководить и направлять развитие духовной деятельности и творчества. В государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными разрядами его граждан. В разделении труда Платон видит фундамент всего совершенного ему общества. Однако от землевладельцев, ремесленников и купцов Платон заметно отличал воинов и стражей и правителей – философов. Нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов и еще ниже – правителей государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: