1.1. Попробуйте ответить себе честно на вопрос, хотите ли вы иметь знания, чтобы быть профессионалом, или быть специалистом (инженером, культурологом, социологом, экономистом и т.д.).
1.2. Что вы, собственно говоря, хотели бы выяснить, когда бы вам дали прочитать фразу “ Птолемей думал, что Земля находится в центре Мироздания, а все остальное, что мы видим на небе, вокруг нее вращаются ”? Или то, почему именно это полагал Птолемей? Или то, не пришел ли он к своему выводу на основе очевидности? Или то, действительно ли Земля находится в центре мироздания? (Для ответа на вопрос вернитесь к Предисловию).
Между прочим, эта задача (в несколько усеченном виде) была поставлена философом Э. Гуссерлем, обсуждалась В. Дильтеем, М. Хайдеггером, Х.-Г. Гадамером (См: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики: Пер с нем. – М.: Прогресс, 1988.– С. 293-301).
1.3. «Все на свете – просто водоворот мыслей, и мир вокруг нас делается реальным только потому, что ты становишься этим водоворотом сам. Только потому, что ты знаешь» (Пелевин В. Чапаев и Пустота. – М.: Вагриус, 2003. – С. 365-366).
Как вы думаете, с позиции Метафизика, Антрополога или Гносеолога здесь трактуются понятия знания и познания? Если так понимать знание, то можно ли думать о знании как о средстве решения задач?
1.4. Пол Фейерабенд (Против методологического принуждения // Избр. труды по методологии науки. – М, 1986. – С. 450) пишет: «Мысль о том, что наука может и должна развиваться согласно фиксированным и универсальным правилам, является и нереальной, и вредной. Она нереальна, так как исходит из упрощенного понимания способностей человека и тех обстоятельств, которые сопровождают или вызывают их развитие. И она вредна, так как попытка придать силу этим правилам должна вызвать рост нашей профессиональной квалификации за счет человечности. Вдобавок эта мысль способна причинить вред самой науке, ибо пренебрегает сложностью физических и исторических условий, влияющих на научное изменение». Возможно, вы в чем-то согласитесь с Фейерабендом. Но что вы могли бы ему возразить?
Рис. 5. Автопортрет № 1.