Экзаменационные билеты по этнографии

1. Соотношения понятия этнография, этнология, социальная и культурная антропология
Термины «этнография» и «этнология» появились в XVIII веке. Огромную роль в становлении науки принадлежит немецким учёным Шлёцеру и Шаланесу. Этнография/этнология («этнос» - языки непонятные грекам, «графо» - описание, «логос» - постижение). Этнография – наука, изучающая народы и народонаселение мира (Шаланес). Этнография изучает народы-этносы, древние этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, материальную и духовную культуру. Описательный метод исследования. Этнология изучает процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы культурной самоорганизации, закономерности поведения, взаимосвязь личности и социальной среды. Цель этнологии – формулировка культурных инвариантов. Этнография исследует этносы через прямой контакт с культурой, этнология более академична: изучает материалы, собранные этнографами, делает обобщения, сравнения различных культур. Этнология – термин применим любому сравнительному исследованию социальных групп. Антропология – комплекс дисциплин, изучающих человека и общество: физическая антропология (человек как вид), культурная и социальная антропология. Социальная антропология – исследование и описание представлений о человеке как общественном существе (изначально на «примитивных» обществах); проектировка проблем «Человек и общество»; исследование социальной, семейной, политической организации человеческого бытия. Культурная антропология – сравнительное исследование культурных общностей; изучает влияние различных факторов на развитие культуры, её характерные черты (привлечение лингвистики и др.) Зарубежная этнография: описательная (собственно антропология), теоретическая (этнология). Под этнографией понимается скорее «народоведение», что соответствует русскому переводу термина «этнология». Толстов: "Этнография, историческая наука, изучающая путем непосредственного наблюдения культурные и бытовые особенности различных народов мира, исследующая исторические изменения и развитие этих особенностей, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этническая география) и культурно-исторических взаимоотношений народов". Токарев: это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру.

По поводу соотношения этих понятий в разных научных школах сложились разные понятия:

I. Российская научная школа

Этнография – наука, объектом изучения которой является народы мира. Этнология – синонимичная этнографии наука. Социальная антропология – наука о человеке как общественном существе. Культурная антропология – наука о поведении человека и результатах его деятельности. Этнография чаще всего рассматривается как более широкое понятие, чем социальная и культурная антропология. До революции использовался термин «народоведение».

II. Английская научная школа

Этнография часто воспринимается как описательная наука. Термин «этнология» почти не употребляется. Антропология претендует на звание науке о человеке в целом (не делится). Этнография развивается благодаря стараниям таких учёных, как Эдвард Тейлер. Он выстроил эволюционную школу религий от самых простых до самых сложных, так как большую часть своего времени он посвящал изучению эволюции религий мира. Джордж Джеймс Фрезер написал 12-томный труд «Золотая ветвь», который также был посвящён изучению религий мира. Суть в том, что основной принцип обряда выстраивался вокруг умирания и возрождения.

III. Американская научная школа

Этнография часто воспринимается как описательная наука. Термин «этнология» почти не используется. На всеобъемлющую роль претендует культурная антропология, благодаря исследованиям Л.Г.Моргана. Особенности научной школы – стремление выделиться из английской научной школы.

IV. Французская научная школа

Французская научная школа во многом сходится с российской научной школой. Вместо множества терминов и термина «этнография» используется термит «этносоциография» или «социальная этнография». Особенности научной школы – описание нематериальной культуры и психологии.

V. Немецкая научная школа

Наиболее глубокие традиции наука о народах имела в Германии, где еще в 1789 г. сформировалось научное направление Volkerkunde, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех других народов стал использоваться термин «этнология». Синонимическое тождество понятий «этнология» и «Volkerkunde» в немецкой науке сохраняется и сейчас. Еще одно направление, получившее название «Volkskunde» (народоведение) и изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры.
2. Этнография в системе общественных наук

Соотношение этнографии с другими науками. Соотношение этнографии с этнологией, социальной и культурной антропологией. Конечно огромное влияние на антропологию. Тот раздел антропологии, который исследует происхождение рас и их распределение в пространстве, изменения физического облика людей в результате историко-социальных контактов, антропологического состава этносов, называется этнической (или даже исторической) антропологией. Будучи одной из исторических дисциплин, этнография, имеет, в частности, немало точек соприкосновения с общей историей в изучении первобытнообщинной эпохи и в вопросах этнической истории. Исследуя вопросы этногенеза, этнограф постоянно обращается к материалам археологии; археология же для определения этнической принадлежности археологических памятников, широко использует данные этнографии.

С историей культуры, с искусствоведением, фольклористикой этнография соприкасается при изучении народного художественного творчества, с экономическими науками – при изучении хозяйственной деятельности. С конкретной социологией этнографию связывает изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений (этническая социология). С социальной психологией этнография имеет общий раздел – этническую психологию. С лингвистикой этнографию связывает изучение языкового родства народов, взаимных языковых влияний и заимствований, взаимодействие языковых и этнических процессов (этнолингвистика). С географией этнография контактирует в изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, а также по вопросам этнического картографирования. В исследовании численности народов мира, миграционных процессов этнография смыкается с демографией (этнодемография). В той или иной мере этнография взаимодействует и со многими другими естественнонаучными дисциплинами (ботаникой, зоологией, океанологией и т.д.), данные, которые способны дополнить этническую историю человечества.
3. Основные научные школы в этнографии и социальной антропологии XIX-XX веков

В начале XIX века начинается процесс создания географических обществ, которые послужили большой концентрацией в изучении населения мира (Русское географическое общество, Британское географическое общество, Парижское географическое общество и т.д.).

Эволюционная теория (XIX век). Основные идеи:

1) Развитие человеческого общества происходит постепенно от низшего к высшему, от простого к сложному.

2) Эволюция подчиняется универсальным законам.

3) Историческое развитие означает прогресс.

Представители: Ч.Дарвин (эволюционная теория, труды «Происхождение человека и половой отбор», «Происхождение видов путём естественного отбора»), Ж.Б.Ламарк (теория эволюционизма), Л.Г.Морган (создание теории первобытного общества), Э.Тейлор («Первобытная культура», «Исследования в области древней истории человечества»). В последнем труде Тэйлор делает следующие выводы:

а) культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному; б) существующие различия между народами не имеют отношения к расовым различиям, а отражают лишь достигнутый уровень культурного развития;

в) все конкретные элементы культуры у каждого народа либо изобретены самостоятельно, либо заимствованы у соседей, либо унаследованы от прошлых эпох.

Он обобщил разработки и вводит термин антропология (постижение человека) и разделил её на две составляющие: физическая антропология (изучает человека как биологическое существо), социальная антропология (изучает человека как социальное существо). В этом его поддержали многие учёные мира.

Диффузионистская школа (конец XIX-начало XX веков). Основные идеи:

1) Развитие культур отдельных народов не эволюцией, а культурными заимствованиями.

2) Этнография воспринимается как наука о культуре.

3) Социально-экономическое развитие и универсальные исторические законы частично или усиленно отвергались.

Представители: Лео Фробениус (учение о «культурной морфологии» - развитие культуры с точки зрения биологических законов), Фридц Гребнер (школа «культурных кругов» (обряды соответствуют круговороту в природе), т.е. взаимодействие «кругов», произвольно сконструированных по некоторым явлениям материальной и духовной культуры), Вильгельм Шмидт (культурно-историческая школа: основа – школа «культурных кругов» + ряд библейских положений о единобожии, извечности моногамной семьи, например, тасманский и арктический круги).

Функционалистическая школа (конец XIX века). Основные идеи:

1) Этнография – наука о функциях культурных явлений.

2) Культура как единое явление, части которого связаны выполнением определенных функций.

3) Стабильность культуры, стремление не изменять её.

Представители: Бронислав Малиновский, Рэдилиф Браун (утверждали, что использовали в своих исследованиях только кабинетные свидетельства, но необходимо опираться на собственный «полевой» опыт, всё фиксировать и писать работы). Их также поддержал Франц Боас.

Американская школа исторической этнографии (конец XIX-начало XX веков). Основные идеи:

1) Борьба с расизмом и колониализмом.

2) Отрицательное отношение к обобщениям и выделениям исторических закономерностей.

3) Идея несопоставимости культурных ценностей разных народов.

Основатель: Франц Боас, который выдвинул культурную антропологию, т.к. его интересовала культура (традиции, языки Азии, Африки). В XX веке во Франции разделилось две науки: социальная антропология и этнология. В США разделилось две науки: антропология и культурная антропология. В России стали появляться кафедры культурной антропологии, социальной антропологии, этнологии и т.д.

Этнопсихология (начало XX века). Основные идеи:

1) Изолированность культур друг от друга.

2) Отрицание исторических законов.

3) Наличие у народа неизменной собственной психологии (нормы морали, мифология и т.д.).

Представители: Эмиль Дюригейм (основатель), Зигмунд Фрейд (обществом управляют психологические, биологические, а не социально-экономические законы).

Культурный релятивизм (XX век). Основные идеи:

1) Абсолютизация отдельных культур.

2) Отрицание единства человечества.

Представители: М.Херсковиц.

Российская школа (XIX-начало XX веков). Русская этнография сложилась в виде научного направления в то же время, что и на Западе, в середине XIX века. Основные идеи:

1) Немалое влияние оказано эволюционной теорией (М.М.Ковалёвский, Ю.Э.Петри и др.).

2) Критика эволюционизма (А.М.Максимов), развитие марксистских идей (Н.И.Зибер).

3) Последовательный гуманизм, глубоко враждебный любым проявлениям расизма, а также её материалистическая направленность.

4) В советской этнографии большое значение придавалось формационному подходу, трудам Маркса (конспекты книг Моргана), Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), Ленина (выступления, идеи Моргана, Маркса и Энгельса), Моргана («Древнее общество», «Формы, предшествующие капиталистическому производству»).

Представители российской школы: Д.Н.Анучин, В.Г.Богораз, Л.Я.Штернберг и др.

4. Объект этнографической науки. Определение и содержание понятия этнос

Объект – это то, что изучает наука (география – Земля, культурология – культура, религиоведение – религии мира и т.д.). Объектом изучения этнографии является народ. Дискуссия о том, что такое этнос пришла из политического вопроса, т.е. в науке на этот счёт имеются разные точки зрения. В отечественной истории первым, кто поднял вопрос о понятии «этнос» был С.М.Широкогоров. Он дал определение этноса, исходя их характерных признаков: язык, общность происхождения, общность культуры, религия и т.д. Этнос (народ) – это особый вид социальной группировки, возникающей не по воле людей, а в результате естественно-исторического процесса.

Тем временем зарождалась советская этнография, главный уклон в которой был на политический курс страны. Данная версия была заложена ещё Карлом Марксом, а затем развита И.В.Сталиным. Суть марксистской этнографии – все этнографические группы можно разделить на племя, народность, нацию. Главной характеристикой группы является социально-экономические характеристики. Л.Н.Гумилёв в 60-е годы начал издавать статьи «Этнос и ландшафты». Пассионарная теория Л.Н.Гумилёва:

· Тезис первый – так назывался цикл статей Л.Н.Гумилёва, которые он написал в 70-е годы, и заложил основы книги «Этногенез и биосфера Земли». Любые этнические коллективы появляются как реакция на окружающий ландшафт и таким образом, формируется система кормящего ландшафта. Кормящая система ландшафта включает в себя и физико-географическую среду и те навыки, и те орудия труда и вся та культура, которая направлена на освоение данного конкретного ландшафта.

· Второй тезис – этнос – это система, а системная связь этноса – это стереотип поведения. Система отличается от всех остальных подобных явлений, что она функционирует, живёт. Гумилёв утверждал, что системной связью для этноса является стереотип поведения (набор типовых реакций и типовых раздражителей). Он складывается из разных вещей: этикет, ритуал, это механизм, определяющий человека в человеческой и другой среде. Первый и второй тезис связываются тем, что кормящий ландшафт является навыком, который переходит стереотип поведения.

· Третий тезис – этнические системы иерархичны. Все этнические системы основаны на стереотипе поведения. Иерархия – это разные уровни близости этих стереотипов, таких уровней четыре:

1) Конвиксия (небольшая группа, которые общаются друг с другом), консорция (общность цели, она имеет очень чёткую направленность).

2) Субэтнос (в каждом народе есть множество социальных и этнических групп)

3) Суперэтнос

· Четвёртый тезис – этнические группы (коллективы) динамичны, т.е. они имеют начало, период развития, конец. С другой стороны существует персистентные (находятся гармонично со средой обитания).

· Пятый тезис – двигателем этнических процессов является пассионарность. Определение «пассионарности» огромное количество, у Гумилёва их пять.

Н.Н.Чебоксаров и С.А.Уктюков предложили информационную теорию этноса. Информационная система существует во времени и пространстве, а представляет собой замкнутый цикл. Отрицает систему этноса инструментальная и конструктивная система. Конструктивная система – этносы конструктируются элитами, для своего удовольствия. Инструментальная система – лидеры используют свою национальную принадлежность для своих целей. В 80-90-е годы стал остро вопрос об этносе. Стало понятно, что единой социалистической нации не существовало. Ю.В.Бромлей сформулировал характеристики этноса, стал перечислять основные признаки:

1) Язык – на одном языке могут говорить народы многих стран или один народ может говорить на нескольких языках. Народы, живущие диаспорами, знают несколько языков (свой родной и язык, той страны, где живут). Есть страны, где помимо государственного языка есть и другие языки, т.е. язык не является обязательным критерием понятия «этнос».

2) Антропологический тип (внешность).

3) Общность происхождения.

4) Общность культуры.

5) Общность территории.

Бромлей считал, что комплекс этих признаков должен определить этнос.

5. Предмет этнографической науки. Понятие культуры в этнографии

Предметная область этнографии – изучение традиционной культуры народов мира. Появление антропологии подняло интерес к социальным вопросам. Главная идея представителей антропологии и географии являлась антропогеография. Суть в том, что на Земле появлялись определённые культурные регионы, которые начинали изучать. Другие учёные полагали, что этнография – наука историческая, она изучает культуру бесписьменных народов. Традиционная культура – культура, которая передаётся из поколения в поколение. Культура – все, что создано человеком; достижения людей в материальной и духовной жизни. Типы определения культуры (по Креберу и Кланхону):

1) Описательная (всё, что охватывает культура).

2) Историческая (процессы социального наследования, традиции).

3) Нормативная (культура как образ ценности общества людей).

4) Психологическая (культура как особенность психики людей).

5) Структурная (культура как система с функциональными элементами).

6) Генетическая (культура как продукт духовного творчества).

К широко употребляемым в этнографии и смежных с нею науках относится термин “культура”, толкование его многозначно и зависит от сферы применения. Наиболее общее философское определение — культура означает все то, что создано человеком в отличие от того, что создано природой. Такое толкование соответствует латинскому cultura, переводимому как “возделывание, обрабатывание”. С течением времени под культурой стали понимать определенный уровень технических достижений, социальной организации, развития письменной литературы и искусства и т. п. Так родилось расистское противопоставление западноевропейских “культурных” (наследников достижений античных Рима и Греции) народов всем остальным, “некультурным”, “малокультурным” или “природным” народам.

В этнографии общефилософское понятие “культура”, учитывая, что целенаправленная (т. е. культурная) деятельность человеческих коллективов совершается в определенную историческую эпоху и в конкретных физико-географических условиях, трактуется как совокупность выработанных данным этносом явлений и объектов материальной и духовной жизни, являющихся его спецификой, находящей отражение в языке и отличающей один этнос от другого. Подобная трактовка отвергает иерархию культур и тем самым расистское противопоставление одних этносов другим.

Этнографы различают материальную и духовную культуры. Материальная культура—объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определенные временные периоды, как-то: орудия труда, жилище и хозяйственные постройки, пища (сюда же входят культурные растения и домашние животные), одежда и украшения, средства транспорта и связи. Духовная культура — выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека), различных видов искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.

Метод этнографии определяет этнограф. Метод – способ формирования источника. Методы непосредственного наблюдения – основной метод сбора материала в среде исследования сообществ. Первый уровень – организация экспедиций, второй уровень – методика сбора материала. Задача этнографии: изучение этнических процессов.
6. Антропологическая классификация населения мира

Этнографическое изучение и описание народов мира имеет в своей основе их научную систематизацию. Путём классификации выделяются народы и группы народов, обитающие в одном географическом регионе, стоящие на одном уровне хозяйственного и социального развития, обладающие общими культурными чертами. Каждый из этих признаков, положенный в основу классификации, важен при исследовании тех или иных этнических явлений. Таким образом, систематизация народов мира основывается на сумме классификации естественнонаучных и социальных явлений, характеризующих этносы и присущие им черты.

Антропология – наука, изучающая исторически сложившиеся физические (расовые) различия между людьми. Расы – это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определённых пределах. Расы постоянно смешиваются, поэтому они имеют не столько наследственный, сколько исторически сложившийся характер. Можно сказать, что в каждом человеке есть что-то от другой расы, ведь наверняка человек может быть европеоидной расы, а его предки были и негроидной, и монголоидной расы. Признаки расы:

1) Форма волос головы и степень развития третичного волосяного покрова (усы, борода). У европеоидов волосы обычно мягкие, прямые или волнистые. У монголоидов, волосы тугие и прямые. У африканцев – жёсткие и курчавые. Третичный волосяной покров сильно развит у обитателей Европы, Закавказья, Передней Азии, Австралии. Значительно слабее он развит у африканцев, у некоторых народов Азии.

2) Окраска (пигментация) кожи и волос. Европеоиды, как правило, слабо пигментированы. Тёмная окраска кожи и волос у африканцев. Тёмные волосы, но более светлая пигментация кожи у обитателей Азии.

3) Рост, вес и пропорциональность тела. По росту и пропорциям выделяются некоторые малорослые группы в Южной Америке и негритосы Юго-Восточной и Южной Азии.

4) Соотношение длины и ширины черепа.

5) Специальные признаки: гены, группы крови, узоры на пальцах, форма зубов и т.д.

Стандартно выделяют три расы: европеоидная, монголоидная, негроидная. Антропологи выделяют четыре расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная. Пятичленная система (теория Алексеева): европеоидная, монголоидная, негроидная, американоидная, австралоидная. Я.Я.Рагинский разделил все народы на 22 расы, которые основаны на трёх крупных: европеоидная, монголоидная, негроидная. В.А.Бунак – экваториальная, тропическая, западная, восточная.

Европеоиды в наши дни проживают везде. Негроидная раса представлена главным образом в Африке, некоторые части Азии. Монголоидная раса представлена главным образом в Сибири и Зарубежной Азии, а также на крайнем севере. Австралоидная раса представлена коренными жителями Австралии и Океании.
7. Хозяйственно-культурная классификация народов мира

Этнографическое изучение и описание народов мира имеет в своей основе их научную систематизацию. Путём классификации выделяются народы и группы народов, обитающие в одном географическом регионе, стоящие на одном уровне хозяйственного и социального развития, обладающие общими культурными чертами. Каждый из этих признаков, положенный в основу классификации, важен при исследовании тех или иных этнических явлений. Таким образом, систематизация народов мира основывается на сумме классификации естественнонаучных и социальных явлений, характеризующих этносы и присущие им черты.

Хозяйственно-культурная классификация является собственно этнографической и основывается на этнографических методах изучения хозяйства и культуры. Хозяйственно-культурные типы – сходные комплексы хозяйства и культуры, сложившиеся вследствие однотипных условий проживания различных народов. Эта классификация у нас появилась в 1955 году. Первые хозяйственно-культурные модели были сформулированы французскими учёными в XVIII веке. Отечественные этнографы в 20-30-е годы XX века поддержали её, но идеи морганистов всё же взяли верх. В 1955 году Н.Н.Чебоксаров и М.Г.Лебедев попытались скрестить идеи Моргана и идеи Преображенского. Они поделили все модели хозяйственно-культурных типов на две модели: присвающего и производящего хозяйства. Внутри присвающего хозяйства учёные попытались выделить структуры: собирательство, рыболовство, охота. Внутри производящего хозяйства учёные попытались выделить структуры: земледелие (ручное, пашенное) и скотоводство.

Присвающее хозяйство – хозяйство, в ходе которого человек ничего не производил, а пользовался дарами природы. Модель присвающего хозяйства с севера на юг:

1) Занятия арктических охотников и рыболовов (эскимосы, алеуты, чукчи) – охота на моржей, тюленей, кита, рыболовство.

2) Занятие тундровых жителей – охота редкая, как правило, на оленя.

3) Занятия таёжных охотников – охота на лося, оленя, медведя. Рыболовство, как правило, носит массовый характер.

4) Занятия степных жителей – охота как вспомогательная деятельность (за исключением Американской прерии и пампы).

5) Зона субтропиков и тропиков: а) Зона сухих полупустынь и саванн – охота на крупных и мелких животных, рыболовство, собирательство.

б) Острова Океании и Микронезии – ориентация на морское рыболовство и собирательство.

6) Экваториальная зона – охота и собирательство (американские и бразильские индейцы).

Производящее хозяйство – хозяйство, в ходе которого человек производит продукты питания для себя и других. Модель производящего хозяйства с севера на юг:

Ведущей формой хозяйства является земледелие, например, у славян. Другая форма хозяйства – скотоводство, например, у монголов.

1) Арктическая, субарктическая и тундровая зоны – оленеводство.

2) Таёжная зона – коневодство, крупный и мелкий рогатый скот.

3) Классические скотоводы – кочевники степей Волги и Приднестровья, Приазовья (круглогодичное скотоводство).

4) Кочевники степей Приуралья и Уральских гор (временное скотоводство – полукочевое).

5) Кочевники Саванн – страны Азии, Африки (кочевое скотоводство).

Земледелие двух видов – ручное и пашенное. Экстенсивная модель – эксплуатация крупных земельных участков. Интенсивная модель – эксплуатация небольших земельных участков с использованием более высоких технических средств. Типы экстенсивного земледелия: подсечно-огневое земледелие, земледелие островов Тихого океана (на основе лавы). Типы интенсивного земледелия: пашенное земледелие, заливное земледелие (рисоводство, выращивание технических культур).
8. Географическая классификация народов мира. Историко-этнографические области

Этнографическое изучение и описание народов мира имеет в своей основе их научную систематизацию. Путём классификации выделяются народы и группы народов, обитающие в одном географическом регионе, стоящие на одном уровне хозяйственного и социального развития, обладающие общими культурными чертами. Каждый из этих признаков, положенный в основу классификации, важен при исследовании тех или иных этнических явлений. Таким образом, систематизация народов мира основывается на сумме классификации естественнонаучных и социальных явлений, характеризующих этносы и присущие им черты.

Географическая классификация предусматривает распределение человечества по отдельным группам и народам в соответствии с местами их обитания. Но при этом она не учитывает их происхождения, уровня развития хозяйственных и социальных отношений, облика культуры. Поэтому географическая классификация больше используется при описании народов, чем при их исследовании. Вместе с тем расселённые по соседству народы нередко имеют общее происхождение и сходную культуру.

Географические регионы, по которым распределяются народы мира, определяются в литературе народов мира, определяется по-разному. Классификация следующая:

1) Народы бывшего СССР (народы Средней Азии, Сибири, Кавказа, Дальнего Востока, восточнославянские народы).

2) Народы Зарубежной Азии. Это понятие чрезмерно общее и объединяет совершенно различные по происхождению, историческим судьбам и культуре народы, численность которых превышает два миллиарда человек. Поэтому можно выделять в виде самостоятельных регионов области Западной, Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии.

3) Народы Африки. Условно Африку можно разделить на Восточную, Западную, Северную и Южную.

4) Народы Австралии и Океании. Ареал подразделяется на области: Австралия и Тасмания, Полинезия, Микронезия, Меланезия.

5) Народы Америки. Америка делится на три крупные области: Северную, Центральную и Южную.

6) Народы Зарубежной Европы.

Под историко-культурной (историко-этнографической) областью понимается территория, у населения которой на основе социально-экономической общности, длительных связей и взаимовлияний возникли сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. Историко-культурная область чаще всего выделяется при научном исследовании как удобная форма первоначальной группировки материала. Все регионы делятся на историко-географические провинции (материки), а те на области.

13-14 тысяч лет назад закончился цикл оледенения, лед растаял, уровень океана поднялся на несколько метров. Австралия и Америка изолированы. Традиционная культура разошлась между Америкой, Австралией и Евразией, Африкой.

В каждой области надо различать доминирующий этнос.

1.историко-этнографическая область – Прибалтика.

2.историко-этнографическая провинция – область расселения восточных славян и окружающих этносов.

3.восточная Азия, Монголия. Китай, Корея и Япония – региональная цивилизация. Такого рода области, провинции и региональные цивилизации ученые выделяют на всех континентах нашей планеты

9. Лингвистическая классификация народов мира.

Этнографическое изучение и описание народов мира имеет в своей основе их научную систематизацию. Путём классификации выделяются народы и группы народов, обитающие в одном географическом регионе, стоящие на одном уровне хозяйственного и социального развития, обладающие общими культурными чертами. Каждый из этих признаков, положенный в основу классификации, важен при исследовании тех или иных этнических явлений. Таким образом, систематизация народов мира основывается на сумме классификации естественнонаучных и социальных явлений, характеризующих этносы и присущие им черты.

Выявление языкового родства означает обычно и установление генетического родства между народами. Вместе с тем этнические общности, имеющие общее происхождение и пользующиеся общими по происхождению языками, могут сильно различаться историческими причинами. Это обстоятельство несколько ограничивает значение данных о языке и языковой классификации при этнографических исследованиях, поэтому они используются в этнографии наряду с другими данными. Язык-основа – это реальная общность диалектов древних племён или народностей, к которым, в конечном счёте, генетически восходят все языки тои или иной группы (языковой семьи) родственных языков. Два или более языка называются родственными в том случае, когда они являются следствием эволюции одного и того же языка.

Язык представляет собой общественное явление и существует только в обществе; общество не может существовать без языка. Язык возник вместе с человечеством и формировался в ходе антропогенеза и последующих исторических эпох. Как историческое явление язык непрерывно развивается, изменяются главные его элементы: грамматика, фонетика, лексика. Лингвистическая классификация делится на:

а) морфологическая (по типу языка, не используется этнографами).

б) генетическая (по родству языков).

Языки образуют большие семьи.

1) индоевропейская семья.

2) семито-хамитская семья.

3) уральская семья (венгры, ханты, манси).

4) алтайская семья с тюркской и монгольской ветвями.

5) сино-тибетская семья (китайско-тибетская).

6) кавказская семья.

7) индейская семья.

10. Источники и методы этнографического исследования

Источники этнографического исследования. В древности знания о других языках, странах и народах собирались и передавались очевидцами – купцами, путешественниками, послами. Из подобных сообщений иногда составлялись своды, описания тех или иных областей, в которых наряду со сведениями географического характера были и данные о населении. Таковы труды многих древних авторов – Геродота, Цезаря, Тацита и других. При использовании их как ранних этнографических источников выявляется одна из особенностей этнографии – в своих исследованиях она опирается кроме других источников на материалы непосредственного наблюдения действительности. Описания народов, публикуемые в виде книг, становились разновидностью обширной категории письменных источников. Особенно много таких материалов стало поступать в распоряжение европейских ученых, начиная с эпохи Великих географических открытий. Отчёты капитанов о своих путешествиях, заметки купцов, описания миссионеров – всё это постепенно составило огромный свод сведений о жизни самых разных народов земного шара. Ценность их в том, что они сохранили сведения о народах и племенах, которые исчезли в процессе колониальных войн.

Становление этнографии как науки в значительной степени базировалось на материалах непосредственного изучения жизни народов, или, как принято это называть среди этнографов, на полевых наблюдениях (исследованиях). Создаются программы для собирания тех или иных сведений, появляются и первые анкеты с перечнем вопросов (например, анкета Русского географического общества 1845 года). Появляются и другие программы изучения этнографии разных народов, по которым работали уже целые группы исследователей, начинают разрабатываться и особые приёмы, методы наблюдений, обработки их результатов (методика описания, картографирования явлений, правила записи фольклорных произведений и многое другое). Полевые наблюдения становятся методом накопления источников этнографии со своей методикой получения необходимых сведений.

Важны также для этнографии, как и для любой исторической науки, письменные свидетельства прошлого. Наибольший интерес вызывают, конечно, самые древние письменные свидетельства – клинопись, папирусы и т.д., в которых немало этнографического материала. Столько же внимательно исследуются и различного рода летописи, хроники (начальный Свод русских летописей). С развитием письменности появляются новые источники – различные описи имущества, судебные отчёты, посольские донесения и другие виды документов. А также архивные, мемуарные, эпистолярные и другие виды письменных источников. Особую категорию источников составляют изобразительные материалы: рисунки, барельефы, скульптуры, мелкая пластика и т.д. Сохранившиеся предметы быта: одежда, обувь, фрагменты жилищ и т.д.

Столь важны и этнографические зарисовки, фотографии, кинодокументы, а также различные планы, чертежи, схемы, карты, музейные собрания (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Российский этнографический музей, краеведческие музеи, Музей антропологии в Москве и т.д.), материалы фольклора (сказки, предания, песни, загадки, танцы, народная музыка и т.д.). Широко учитываются в этнографии и результаты языковедения, лингвистики, археологические памятники, смежные науки.

Методы этнографического исследования:

1) Сравнительно-исторический метод, разработанный родоначальниками эволюционной школы. Суть этого метода в том, что для реконструкции прошлых исторических эпох используются материалы современности или недавнего прошлого, которые рассматриваются как пережитки, реликты этого отдалённого прошлого. Метод сыграл большую роль в научно-обоснованной реконструкции истории первобытного общества, истории культуры, религии и т.д. Вызывает возражение и трактовка многих явлений как пережитков очень отдалённого прошлого – неясно, почему эти «пережитки» продолжают жить тысячелетия. Он учитывает как общие, основные законы поступательного развития, так и влияния местных факторов, взаимообусловленность явлений в человеческом коллективе, зависимость от конкретных условий его жизни.

2) Метод типологического анализа, т.е. выделение группы сходных или одинаковых явлений у разных народов, сторонники диффузионизма и гребнерианства превращали их в некий абсолют, из которого эти явления распространялись по миру. Другие критики эволюционизма пытались абсолютизировать влияние местных факторов и особенностей. Американские учёный (Уисслер) рассматривая культуру американских индейцев как систему, зависящую от экологических условий (ареал маиса, ареал оленя-карибу и т.д.). При этом методе анализа каждая культура или ареал оказывается лишь собранием культурных особенностей, а не целостной системой.

3) Метод комплексного подхода, созданный Д.Н.Анучиным и развитый советскими этнографами. Суть в том, что данные какой-либо науки не могут дать полное и правильное представление о всей сложности истории человеческой культуры. Поэтому необходимо комплексное использование их материалов (анализ разных явлений).

4) Метод пространственного определения, т.е. определения, как расселения самих народов, так и особенностей их культуры. Он широко применяется и при составлении этнографических атласов.

5) Метод массового количественного анализа, т.е. появилась возможность на основе большого количества данных провести анализ явлений, пользуясь статистико-математической методикой.

6) Метод анкетирования, основная суть – в опросный лист выносится группа вопросов, получаемые ответы фиксируются в определённой стандартизированной форме. Метод позволяет выявить дополнительные источники (демографические, данные статистики, страховых переписок и т.д.).
11. Аборигены Австралии

Полагают, что во время основания первого английского поселения в 1788 году в Австралии насчитывалось не менее 250 языков аборигенов. В настоящее время, подавляющее большинство населения имеет европейское и преимущественно английское происхождение.

Появление европейцев в Австралии оказалось пагубным для аборигенов. Аборигенов оттесняли от источников воды и охотничьих угодий, особенно на юге и востоке, многие из них погибли от голода и жажды или были убиты при столкновениях с белыми поселенцами, а другие умерли от болезней, завезенных европейцами. В Виктории за 30 лет местное население численностью 10 тыс. человек сократилось до 2 тыс.

В XIX веке некоторые аборигены превратились в источник дешевой рабочей силы в животноводческих хозяйствах (ранчо) белых поселенцев во внутренних районах страны, а законы того времени закрепляли сегрегацию и порабощение аборигенов. Положение аборигенов стало улучшаться во второй половине XX века, когда общественное мнение осудило дискриминационную политику предыдущего периода.

Коренных жителей Австралии - аборигенов — насчитывается несколько десятков тысяч человек. Основная часть их живет в резервациях, расположенных в западных и северных районах страны, менее всего пригодных для жизни человека. До прихода на материк европейцев коренные австралийцы жили в основном в юго-восточной и южной прибрежных частях Австралии, лучших по климатическим условиям, более богатых дичью и рыбой.

В научной традиции с открытием Австралии, аборигенов считали самой примитивной цивилизацией. Базовым критерием было техническое оснащение, которое бросалось в глаза. Общество австралийских аборигенов называли первобытным, однако А.Н.Максимов с этим не согласился, издал книгу «Накануне земледелия». Дело в том, что они долгое время занимались собирательством диких злаков. Эти исследования позволили сделать вывод о том, что у австралийцев происходил технологический регресс, который компенсировался саморегуляцией, т.е. есть саморегуляция, есть и жизнь.

Дерево и камень были единственными материалами, из которых они делали свои незамысловатые орудия труда. Коренное население Австралии никогда не занималось скотоводством, так как на территории материка из крупных млекопитающих были только кенгуру. Не знали они и земледелия. Однако аборигены были замечательными охотниками, рыболовами, собирателями трав и кореньев. Охота на опоссумов, кенгуру, сумчатых зверьков. Основные орудия охоты: копьё с копьеметалкой, бумеранги, наконечники (каменный наконечник) и т.д.

Что касается одежды, то австралийские аборигены её не использовали, т.к. отсутствовали зимы, климат мягкий и тёплый. Аборигены очень музыкальный народ. Интересно и своеобразно исполняют коренные австралийцы свои оригинальные танцы.

Аборигены, живущие вблизи городов, работают поденщиками на самых тяжелых и грязных работах. Среди коренных австралийцев есть талантливые художники, скульпторы. Они очень способны к языкам, легко усваивают английский — государственный язык Австралии.

Повседневная жизнь аборигенов мало изменилась в течение тысячелетий. До сих пор в глубинных районах Австралии аборигены живут в условиях каменного века. И теперь, вооруженные деревянными копьями и каменными топорами, они бродят с места на место, подбирая все, что мало-мальски съедобно. Места их стоянок хорошо известны. Обычно они располагаются на песчаных холмах недалеко от воды, но по возможности дальше от болот, которые кишат москитами, комарами и мухами.

Аборигены строят временные жилища. Жилища – это, как правило, навесы, т.к. жители передвигались с места на место в поисках пищи. При холодном ветре они сгребают песок с наветренной стороны и сидят в этом углублении около тлеющего костра. В дождливый сезон для защиты от сырости и холода аборигены строят более прочные шалаши из жердей. Эти жерди покрывают корой деревьев. Шалаши эти легко перестроить. Они просторны, защищают от дождя и ветра, могут простоять весь дождливый сезон.

Социальная организация австралийских аборигенов – система, которая регулировала отношения между человеком и средой, посредством запретов. К аборигенам часто используют такую социальную единицу как племя. Скорее всего, основной единицей общества является секция или половина, независимая друг от друга. Дело в том, что эти половины экзогамны (браки внутри группы запрещены, жениться можно лишь на людях из другой группы), которые составляли 200-250 человек. У них есть своя мифология, далее всё зависит от половины, например, мужчины из класса А могут жениться лишь на женщинах из класса С, а мужчины из класса В могут жениться лишь на женщинах класса D. За нарушение принципа брака полагается смерть.

Хозяйственный коллектив в период засухи разбивается в отдельные хозяйственные группы. В более благоприятные времена образуется коллектив общим числом 800 человек. Основная масса населения Австралии имеет патрилинейный счёт родства (по отцу). И только на юго-западе и северо-востоке население имеет матрилинейный счёт родства (по матери). Ещё одна система – тотемические сообщества. Австралийские тотемы самые приближённые к природе. Тотем имеет массу толкований, он воспринимается как родственник и поэтому в пищу не употребляется тотемическое животное, его олицетворяющее. Все люди на исходе осеннего сезона собираются вместе для увеселений, говорят примерно на одном языке, с разными диалектами. Самая первая инициация – переход из детства в юношество и из юношества во взрослую жизнь. Полноценными членами общества были люди, которые безукоризненно выполняют все требования и традиции, поклоняются своему тотему. Чуринга – дощечка с изображением всего предшествующего поколения человека от тотема. Без чуринги нельзя было рожать детей. Австралийская промысловая магия – система представления о параллельных мирах. Весь мир делится на две части: материальное и потустороннее.

12. Культура народов Меланезии и Микронезии

Меланезия. Меланезия (с древнегреческого – «черные острова») с Новой Гвинеей и Микронезия (мелкоостровье) являются составными частями Океании – крупнейшего в мире скопления островов и архипелагов, расположенного в Тихом океане. Меланезия занимает западную часть Океании и включает Новую Гвинею, архипелаг Бисмарка, острова Д’Антркасто, Соломоновы острова, архипелаг Луизиада, острова Санта-Крус, Новые Гебриды, Новая Каледония, Луайоте, Фиджи и ряд других. Площадь = 969 тыс. кв. км, из которых 6/7 приходится на Новую Гвинею, своеобразный микроматерик Меланезии (около 8 млн. человек). Меланезия не едина (разные уровни с/э развития, религии и т.д.). Выделяют Новую Гвинею (Папуасия, от коренного населения – папуасы) и Меланезию (прочие острова). Интерес этнографов, т.к. отчасти сохранились архаичные формы быта и культуры.

Заселение: ранее других – Новая Гвинея, примерно 30 тыс. лет назад. Первые переселенцы пришли с юго-восточной Азии, принадлежали к австралоидной расе, говорили на языках, от которых произошел ряд современных папуасских языков. Основные занятия – охота и собирательство. В 8 тыс. до н.э. – новая волна переселенцев, но более высокая ступень развития, из этих групп сформировалось большинство папуасских народов. Не менее 5 тыс. лет назад – новая группа мигрантов, монголоиды, говорили на языках австронезийской семьи. Расовое смешение – в результате, которого на большей части мелких островов Меланезии образовалось меланезийское население. Утратили монголоидные черты, приблизились по расовому облику к австралоидам, но сохранили австронезийские языки.

Меланезия: За пределами Папуасии – население меланезийцев. Темная кожа, утолщенные губы, широкий нос. Можно выделить и еще один антропологический тип – новокаледонский, обильный волосяной покров и довольно высокий рост. Более 300 народов Меланезии – 2 языковые группы: австронезийские и папуасские языки. Подавляющее большинство (0.7 млн. человек) – австронезийские языки (океанская ветвь). Народы численно невелики, самый крупный – толаи на острове Новая Британия = чуть больше 100 тыс. человек.

Основное занятие – ручное земледелие. Главная культура – кокосовая пальма. Часть урожая – на продажу. Также ямс, таро, бананы, земляной орех (арахис), табак. В небольших количествах – культуры, завезенные европейцами: какао, соя, рис, имбирь, корица, гвоздика. Подсечно-огневая система земледелия. Вторая по значению отрасль хозяйства – морское рыболовство. Иногда единственное средство существования. При ловле используют сети, верши (ловушки из прутьев конической формы), корзины, крючки. Также бьют рыбу острогой (как вилка) и стрелами из лука, яд. Охота – несерьезно, скудность животного мира. Соломоновы острова – охота на крокодилов. Разводят свиней, домашнюю птицу. Крупный рогатый скот – только на плантациях. Плетут циновки, корзины, сумки из растительных волокон. Ткачество неизвестно большинству народов, вместо этого - тапа (длинные и широкие полосы фигового, хлебного и др. деревьев, отбитые каменными колотушками). Куски готовой тапы – орнамент, на одежду идут еще листья и трава (передники, юбочки, пояса с пучком травы спереди). Популярны резьба по дереву и строительство лодок (выдолблены из целого ствола). Хижина – прямоугольная, массивная двускатная крыша, листья пальмы, банана. Стены из циновок, травы, досок, бамбука. Иногда их нет совсем. Меланезиец живет за счет своего огорода. Свиное мясо – редко, рыба часто. Пища готовится в земляной печи. Огонь раньше – трение палочки о дощечку, сейчас покупают спички. По уровню общественного развития превосходят папуасов. Сельские общины, внутри несколько больших семей, часто принадлежат к разным родам. Земля – собственность всей деревни, но каждая семья обрабатывает свой участок. Род – материнский. К приходу европейцев – имущественное и классовое неравенство. Сейчас большинство – христиане, но поверхностно. Вера в некую таинственную силу (мана) у разных предметов и явлений природы, некоторые люди.

Папуасы: коренные жители Новой Гвинеи (85% населения острова), австронезийские языки. 4,3 млн. человек. Население 600 народов (племен или этносов), невелики по численности (от несколько сотен до несколько тыс.). 4 народа превышают 100 тыс. человек: дани, энга, чимбу, хаген (все – Центральное нагорье острова). Веддо-австралоидная раса, темная кожа, курчавые волосы, карие глаза, широкий нос и утолщенные губы. Обильно растущие борода и усы у мужчин. Большинство населения Папуа-Новой Гвинеи и Ириан-Джаи + часть населения Соломоновых островов – папуасские языки (несколько семей, трансновогвинейская семья – большинство, 2.8 млн. человек). Многоязычие – возникают «большие языки» хиримоту и ток-писин.

Главное занятие – земледелие (бананы, сахарный тростник, кокос, хлебное дерево и др.). Натуральное хозяйство, изредка товарный продукт (кокос, кофе, какао). Каменный топор (тесло), узкая деревянная лопата. Сейчас почти повсеместно железные орудия. Утром – женщины на огороды, мужчины – делают новые огороды (все в лесу), в деревне только старики и дети. Днем – обед, затем все по своим делам. Утром – завтрак от вчерашнего. И опять. Папуасская семья 5-6 участков в разных местах (посадка, прополка, сбор). Животноводство – слабо. До европейцев – домашние свиньи, собаки, курицы (их мясо и яйца не ели). Рыболовство – лишь некоторые прибрежные племена. Охота – незначительна, отсутствие крупных животных. Копье, лук, стрелы (дикая свинья, крокодил). Ремесло не отделилось от земледелия, делают себе сами все, что нужно. Хижины – основы = столбы, врытые в землю, сверху пальмовые листья. Стены – кора, стебли, листья растений. Пол – земляной. Одежда – набедренные повязки, плащи. Ткани = тапу. Украшения- мужчины. Татуировка, окраска тела. Пища = растительная, мясо редко. Земляные печи. Делятся на племена без прочной структуры. Основа общества – род, отцовский. Несколько родов = союз. Союз родов – самая крупная социальная организация до прихода Европейцев. Сейчас – христианство, но старинные верования. Инициация обязательна. Вера в тотемы, культ предков.

Микронезия. Микронезия занимает северо-западную часть Океании и включает Каролинские, Марианские, Маршалловы острова и острова Гилберта. Общая площадь = 2,6 тыс. кв. км, а численность населения не превышает полумиллиона человек. Микронезийцы: особая группа, сформировавшаяся в результате смешения австралоидных и монголоидных элементов. Среднего роста, светло-коричневая кожа, темные волосы. Свыше десятка небольших народов – языки, относящиеся к австронезийской семье. 9 местных языков – письменность, хотя и недостаточно развита в литературном отношении. Язык межэтнического общения – английский. Рыболовство и земледелие тропического типа. Основная товарная культура – кокосовая пальма, из ее плодов производят копру – кокосовая мякоть. Товарное значение какао, некоторые овощи и фрукты, черный перец. Животноводство – слабо, улов рыбы – для местных нужд.

Разная степень сохранности культуры в разных районах. Необратимое разрушение на Марианских островах и острове Палау, но сохранилось значительное влияние на остальных островах Микронезии в материальной и духовной культуре. Дома – каменный фундамент, стены и крыша из пальмовых листьев, мужчины – набедренные повязки, женщины – юбочки из травы и листьев. Старинные деньги – огромные, просверленные посередине каменные диски. В других частях Микронезии дома – нет стен, а крыша из пальмовых листьев на столбах. Эти хижины, как и микронезийские лодки – без гвоздей. А на острове Палау - одежда и утварь европейского типа, дома кроются оцинкованным железом. В некоторых местах – почти полная неприкосновенность старого общественного строя. Большая власть вождей, борьба за влияние с прослойкой богатых людей. Население делится на сословия. Часть островов – христианство, в других – религиозные верования (в духов), нередко сосуществуют.

Микронезия была заселена около 4 тыс. лет назад – выходцы из Индонезии или Филиппин. Современное население – мозаика языков, культур, антропологических типов – вследствие сложных процессов переселения, расового и языкового смешения.

В 16 веке – испанцы, 17 – голландцы, со второй половины 18 века – Великобритания и Франция, к которым в конце 19 века присоединились Германия и США. К началу 20 столетия все острова Океании поделены между колониальными державами. Новая Каледония и Фиджи - освоены в числе первых (благоприятный климат, природные ресурсы), проникновение на Новую Гвинею (тяжелый экваториальный климат) было затруднено. Контакт европейцев и местного населения - оружие, алкоголь, болезни - катастрофическое падение численности коренного населения, многие острова обезлюдели, а население Марианских островов (Микронезия) – истреблено испанцами. Ввозят и железные орудия, с/х культуры, домашних животных. Христианские проповедники – упадок и даже полное разрушение культуры многих местных народов. Островитяне становятся носителями двух культур: традиционной и европейской.

Первая половина 19 века – многочисленные походы русских мореплавателей в Океанию. С начала и до середины 19 века - 40 русских экспедиций, ценная научная информация. Крузенштерн и Лисянский (1803-1806), Лазарев (1819-1821) и другие – оставили подробные описания местных жителей и зарисовки последствий европейской колонизации Океании.

13. Культура Полинезии

«Мореплаватели солнечного восхода». Полинезия – многие тысячи островов в пределах «полинезийского треугольника» с вершинами = Гавайские острова на Севере, двойной остров Новая Зеландия = юго-запад, остров Пасхи (Рапануи) = юго-восток + архипелаги Тонга, Самоа, Таити, Маркизские, Кука, Туамоту, Тубуаи, Лайн и другие. Также отдельные острова, некоторые за пределами полинезийского треугольника (внешние острова). Расстояния – от Гавайев до Новой Зеландии = 7.5 тыс. км., Тонга – Пасха = 5.8 тыс. км. Острова: 3 основных типа. Вулканические (возвышающиеся над поверхностью океана вершины потухших или действующих вулканов, Самоа, Пасхи, Таити, Гаваи, Маркизские ). Атоллы – образованные коралловыми полипами, несколько метров над уровнем моря (Лайн, острова Кука ). Отколовшиеся части древних материковых плит (Новая Зеландия, Тонга). Экваториальная, субэкваториальная и тропическая климатические зоны. Новая Зеландия = частично субтропическая, частично умеренная (Юг).

Тип хозяйственной деятельности – тропическое ручное земледелие. Земля обрабатывается при помощи деревянных кольев. Тропические клубнеплоды (сладкий картофель и другие), кокос, хлебное дерево, банан. Домашние – куры, свиньи, особый вид нелающих собак. Одежда из тапы (полосы деревьев). Жилища – массивные крыши из пальмовых веток на столбах со стенами из циновок. Морские суда – выдолбленные из толстых стволов лодки с балансиром, двухкорпусные корабли-катамараны с парусами из циновок. Орудия труда – каменный топор, нож, скребки. До прихода европейцев не знали металлов. Австронезийская языковая семья. Кожа – светло-шоколадного цвета, волнистые волосы, монголоидные черты. Языки очень близки между собой и взаимопонимаемы, хотя расстояния огромны. А соседи – меланезийцы на одном острове не могут понимать друг друга. Также и материальная и духовная культуры = полинезийский мир един. До прихода европейцев – государственность, сложная сословно-кастовая система, развитое жречество, храмовые центры, и даже своеобразная письменность (Пасха). Загадочность – соседи-то довольно примитивны. При этом отсутствие форм торговли и натурального обмена – абсолютное (у других уже раннее развитие).

Необычайно высокий уровень мореходного искусства полинезийцев. Малые суда для прибрежного плавания (лодки, плоты) – большие суда с 2 корпусами с платформой и до 3 мачт, косые паруса = пахи. 40 м. в длину и до 10 в ширину. Могли вместить до 300 человек. Скорость достигала 10 узлов (20 км/час). То есть экипаж 50-60 человек = много провизии для дальнего путешествия. Регулярно совершали далекие морские походы (Кук) с разными целями (поиск островов, нанесения визитов, участия в ритуалах в храмах). Переход от Гавайских островов до Таити (4 тыс. км) - 21 день. Корабли – ни кусочка металла. Очень высокого качества, изготовляли каменными орудиями. Высокое развитие навигационного искусства. Мореход – самая почетная профессия, переходит по наследству в семьях высокого кастового ранга, устная традиция – богатые знания метеорологии, климатологии, астрономии. По звездам. Полинезийцы могут различить невооруженным взглядом кольца Юпитера! Знание господствующих ветров, их нравов. Определяли местоположение по солености, цвет воды, направление полета птиц, форма облаков. На некоторых островах - специальные навигационные знаки из камня. Точно знали расположение всех островов.

3 варианта происхождения: местный (автохтонный, теория затонувшего материка, опровергнута исследователями), азиатский (родство языков, азиатское происхождение растений и животных), американский (сладкий картофель, лодки как в Перу, общие черты каменных скульптур). Касты: Таити – васшая каста арики (вожди), раатира (земледельцы), манахуне (простой народ), тити (рабы и слуги). Власть вождей, безусловно, обожествлялись. Обнажить тело и на землю при появлении. Запреты и для него (ничего не трогать, его кормили, носили, за него говорили). Мана – священная безличная сила, концентрируется в вещах и людях (вожде мах, раб - нет вообще). Табу – не просто запрет, но предписания правильного поведения. Проступок – снижает количество маны. Сословия замкнуты, принадлежность от родителей. Переход невозможен. Виды деятельности распределены.

Религия – политеизм. 4 главных бога: Тане – солнечное божество, мужское начало, творец. Ту – бог войны. Ронго – бог-покровитель земледелия, плодородие. Тангароа – создатель земли и людей. Отдельные храмы, жрецы. Сложная мифология. Письменности не было, только деревянные таблички с рисунками на о. Пасха.

14. Высокие цивилизации Америки до европейской колонизации

Территория от Центральной Мексики до Гватемалы и Никарагуа – особо высокий уровень развития индейских народов. Майя, Инки, Ацтеки, Чибча-муиски.

Ацтеки (14-16 вв.). Ацтеки были разгромлены конкистадорами в 16 веке. До 13 века жили где-то на Севере, потом вторглись в Мехико. Покорили соседние племена. Столица – г. Теночтитлан на острове озера Тескоко (современный Мехико), соединенного с берегом мостами и дамбами. Предание – долго искали место для столицы, увидели на острове орла с змеей в клюве – хороший знак, добро побеждает зло. Отсюда орел со змеей в клюве в государственном гербе Мексики. 20-е годы 15 века – правитель Ицкоатль стал во главе союза 3 городов и добился освобождения от власти соседних правителей. При его приемниках – наивысший расцвет. Верховный правитель «вождь мужчин», военный вождь. Ацтеки подчинили своей власти всю серединную Мексику с племенами. Культура – богатые традиции народов тольтеков, миштеков – жили там. Хозяйство – ручное земледелие и ремесло (ткачество, гончарство, изготовление оружия). Выращивали маис, бобы, кабачки, красный и зеленый перец, тыквы, томаты, табак. Магей (разновидность агавы) – из волокон ткань и бумага, из сока – сладости и алкогольный напиток пульке (как и табак только при ритуалах). Производство изделий из керамики, камня, украшения золото, серебро, правильная планировка городов. Ацтекам были известны и металлы, больше всего самородные – медь, серебро, золото. На основе развитого хозяйства поднялась сложная и своеобразная пирамида классового общества ацтеков. На вершине её было племя (теночек). Во главе - вождь, были старейшины семейных общин, воины, жрецы и т.д. Ацтеки были своеобразным господствующим сословием среди покорённых ими народов. Часть покорённого населения превращали в рабов, труд которых использовали на общественных работах. Большинство семей объединялись в 20 общин, имевших свои храмы, резервы, общинное руководство. Глава – распределял земли, управлял общественными хранилищами, возглавлял совет старейшин. Жизнь была связана с войной. Календарь похож на календарь майя. Единая система письма не сложилась. Духовная культура – поклонение духам, человеческие жертвоприношения.

Майя. Они жили к югу от ацтеков, в лесах и саваннах Центральной Америки. История от большей части 1 тыс. и 5 веков 2 тыс. н.э. Создатели довольно большого числа (больше 100) городов- государств, которые развивались, воевали друг с другом, а потом были сами завоеваны племенами тольтеков. Полуостров Юкатан – майя-тольтекское государство, распалось к середине 15 века – легче завоевано конкистадорами. Территориальные объединения вокруг центрального посёлка – административного и культурного центра. Борьба за власть между объединениями. Хозяйство базируется не на орошении, а на подсеке участков тропического леса. В центре небольшой с/х округи возникало городское поселение, где жили правители, воины, жречество. Здесь воздвигали и храмы. Храмовые сооружения в виде ступенчатых пирамид с плоским верхом. Местный правитель имеет в подчинение сановников, собирающих дань. Влияние жречества, ведущего астрологические вычисления. Рассчитали продолжительность солнечного года. Календарь – 18 месяцев и 5 дней без названия в конце года. Высокого развития у майя достигли ремёсла (обработка золота и резьба по камню), торговля. Письменность. Пантеон божеств из духов стихий и преданий родословных правителей. Широкие культурные и торговые связи. Эксплуатация полузависимых общинников. Гибель цивилизации – противоречия между ограниченными возможностями производства и ростом потребностей знати.

Чибча-муиски. Жили на перешейке между американскими континентам, Колумбия. Система хозяйства как у майя. Своеобразное террасное земледелие. Мотыги, топоры, копья. Металл шёл только на украшения. Развитое ткачество, плетение. Развитый обмен (хлопок от соседних племен). Деньги – золотые диски, листья кожи. Несколько небольших государств то враждующих, то объединяющихся. Во главе правитель-полубог. Общинники платили подати на содержание знати, жречества, воинов. В ряде областей у простых общинников и у знати были разные пантеоны божеств.

Инки. Жили на Андское побережье. Самое могущественное государство в Южной Америке в 15веке. Куско – главный город, делится на две части, каждая из которых состоит из родовых групп. Верховный инка выбирается поочерёдно то из одной, то из другой части. Инки формально равноправны. Политика направлена на ликвидацию различий. Две дороги с севера на юг способствовали объединению территории. В подчинении инков были области, населённые разными по происхождению группами населения. Земледелие как основа хозяйства: террасы, орошаемые из рек. Общины ибъединялись системами орошения и административной властью в областные единицы, во главе которых был наряду с местным старейшиной и администратор инка. Медные и оловянные рудники, оружие и орудия труда из бронзы. Центральный культ солнца. Жречество выполняло астрономические вычисления. Графическая письменность (жречество – хранители тайн узелкового письма). Государство разгромлено конкистадором Писсаро в 1531-1533 гг.
15. Земледельческие народы Северной Америки

Земледелие, как предполагают учёные, возникло в предгорных районах Центральной Америки в V тыс. до н.э. с освоением в качестве зерновой культуры кукурузы. Из этого центра постепенно культуры маиса распространилась в Северную и Южную Америку вместе с переселениями некоторых племён. Возделывались и различные виды бобовых, перца, тыквенные, томаты и другие растения. В Америке господствовали культуры пропашные, т.е. такие, которые требовали не только обработки поля, но и постоянного ухода и обработки в течение всего роста растений.

Южнее Великих озер от Миссисипи до Атлантического побережья - широколиственные леса с мягким и влажным климатом. Расселены: делавры, могикане (алконгинская группа), аппалачи, семинолы, ирокезские племена. Ирокезы – были оседлыми земледельцами, кукуруза, табак, бобовые, тыква, подсолнечник. Также занимались рыболовством и охотой. Охотились на оленей, лосей, выдр, бобров. Из звериных шкур делали одежду, из меди – ножи. Не зная гончарного круга – владели гончарным искусством. Земледелие начиналось с выбора участков. Ирокезские поселения не были постоянными, посёлки переносили с места на место через 10-15 лет. Крупные деревья вырубались, засушивались и сжигались и на выжженном пространстве разрабатывались поля. Участок делится на поля, по количеству семейных пар в поселении. Землю рыхлили с помощью мотыг, палок-копалок и засеивали. После засева полем занимались женщины. После сбора урожая начинался праздник.

В основе каждого племени лежала материнская филиация. Племена делились на роды, их могло быть 2 или 3. Роды в свою очередь делились на овачиры (большие семьи). Овачира состояла из малых семей. С другой стороны существовали мужские союзы. Таким образом, каждое племя являлось племенной единицей. Главными врагами ирокезов были гуроны (на западе), могикане и делавары (на востоке).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: