Уровни энергии атома водорода:
n = 1 - этому уровню отвечает одна круговая
орбита (1S – состояние).
n = 2 - этому уровню отвечает одна круговая орбита /2S -состояние/ и три вытянутых /2Р - состояние/.
n = 3 - этому уровню отвечает одна круговая /3S -состояние/, три вытянутых (ЗР- состояние) и пять сильно вытянутых орбит /3d-состояние/.
На каждой орбите могут быть размещены два электрона с противоположно ориентированными спинами. Поэтому на уровне с n = 1 может быть размещено 2 электрона, на уровне с n = 2 - 8 электронов, на n -ом уровне N = 2 n2 электронов.
Размещение электронов в атоме лития и образование зон на примере объединения n = 5 атомов. Валентная зона заполнена наполовину, поэтому электроны могут иметь и большую кинетическую энергию, и могут перемещаться в электрическом поле.
Размещение электронов в атоме углерода и образование зон в алмазе.
А как распределены электроны в атоме кремния? А зоны?
Только при температуре Т ~ 104 К средняя кинетическая энергия атома кремния становится равной энергетической щели. При обычных температурах только небольшая часть электронов имеет энергию, необходимую для преодоления энергетического барьера. С повышением температуры проводимость будет возрастать. Зависимость концентрации электронов и дырок в диэлектрике от температуры: n = А ехр – ( Е/2КТ). Например, для кремния А = 2·1019 см-3, Е = 1,1 эВ.
|
|
а) При Т = 77 К, n = 1,7·1017см-3 (в кубе кремния с ребром 4 км содержится одна электронно-дырочная пара), б) При Т = 300 К, n = 1,1·1010 см-3.
Энергия ионизации (активации) для мышьяка, введенного в кремний Е = 0,05 эВ, как и для индия, введенного в кремний. Мелкие и глубокие примеси. Кванты видимого света имеют энергию порядка 1,5 - 3 эВ.
"... научный прогресс похож на гигантскую лестницу, каждая ступень которой соответствует одному из великих открытий, внезапно поднимающих человечество на более высокий уровень"
Дж. Сартон
Урок 53/35. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ДИОД
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с особенностями электрического тока через контакт двух полупроводников с разными типами проводимости и практическими применениями этого явления.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: полупроводниковый диод, амперметр демонстрационный,
выпрямитель, осциллограф, соединительные провода.
ПЛАН УРОКА:
1. Вступительная часть 1-2 мин
2. Опрос 10 мин
3. Объяснение 20 мин
4. Закрепление 10 мин
5. Задание на дом 2-3 мин
II. Опрос фундаментальный: 1. Электрический ток в полупроводниках. 2. Проводимость полупроводников при наличии примесей.
Задачи:
1. Концентрация электронов проводимости в германии при комнатной температуре 3·1019 м-3. Какую часть составляет число электронов проводимости от общего числа атомов? Плотность германия 5360 кг/м3, молярная масса 0,073 кг/моль.
|
|
2. В кристалл германия введена примесь фосфора в количестве 10-4 % по массе. Как изменится электропроводность кристалла, и какого типа проводимость он приобретет? Считая, что все атомы фосфора в германии ионизированы, определите концентрацию носителей заряда, обусловленную введением фосфора. Атомная масса фосфора 0,031 кг/моль. Плотность германия 5360 кг/м3.
Вопросы:
1. Каковы могут быть причины резкого увеличения свободных носителей заряда в полупроводниках?
2. При нагревании одного из концов полупроводникового стержня, изготовленного
из германия с примесью индия, возникает разность потенциалов между нагретым и холодным концами. Почему? У какого стержня потенциал выше?
3. Дайте представление об электроне (его словесный портрет).
4. Почему глаз не реагирует на ультрафиолетовые лучи, хотя сетчатка чувствительна к ним?
III. Образование р - n -перехода при контакте двух полупроводников с разными типами проводимости. Приконтактная область обладает большим электрическим сопротивлением, так как концентрация свободных носителей заряда в ней очень мала. Почему? Механическая аналогия р - n-перехода. Контактная разность потенциалов (Uк) и высота потенциального барьера: А = е·UK. Динамическое равновесие между потоками неосновных носителей заряда через р - n -переход, энергия которых превышает высоту потенциального барьера, и потоками основных носителей заряда.
Изменение высоты потенциального барьера внешним напряжением. Объяснение на основе механической аналогии особенностей протекания электрического тока через р-n - переход. Обратный ток через р-n - переход.
Полупроводниковый диод; его устройство и принцип действия. Вольтамперная характеристика полупроводникового диода. Основные характеристики диода: допустимое обратное напряжение, максимальный выпрямленный ток. Выпрямление переменного тока с помощью диода (демонстрация) (К. Браун, 1874 г.)
Маркировка диодов: 1-ая буква (Г – германиевый, К – кремневый, А – соединения галлия); 2-ая буква (Д – выпрямительный, С – стабилитрон, В – варикап); 3-ья цифра – значение прямого тока (1 – ток до 0,3 А, 2 – от 0,3 А до 10 А).
Преимущества полупроводниковых диодов: малые габариты, не потребляют энергию на накал катода.
Недостатки: обратный ток, ограниченный интервал напряжений и токов, разбросанность параметров.
Светодиод. На опыте выяснить, является ли светодиод - диодом и объяснить природу его свечения. Обозначение светодиода на электрических схемах:
Фотодиод (фотоэлемент); его обозначение на электрических схемах. На опыте выяснить, является ли фотодиод - диодом. Принцип действия фотодиода. Энергетическая диаграмма для электронов. Равновесие между потоками основных и неосновных носителей свободного заряда через р-n переход при данной освещенности.
Кремниевые фотодиоды (КПД 10 - 12%). Солнечные батареи. Фотоячейки.
Дополнительная информация: Энергия, получаемая Землей от Солнца за 40 минут равна всей энергии, вырабатываемой на планете за год. Опытные образцы фотоячеек дают КПД около 16%. Для хранения полученной энергии можно использовать не аккумуляторы (слишком дорого и неэффективно), а использовать полученный фототок для накачивания и сжатия воздуха в подземных хранилищах. Этот сильно сжатый воздух можно потом пропускать через турбины, которые будут генерировать электрическую энергию.
IV. Демонстрация кинофильма "Полупроводниковые диоды и стабилитроны",
V. §§ 73-74
- В электрических цепях происходят флюктуации электронной плотности. Будет ли из-за этого заряжаться конденсатор в электрической цепи (Рис. 1)?
|
|
Рис. 1 Рис. 2
- Схему на рисунке 2 называют "выпрямитель с удвоением напряжения". До какого напряжения заряжается каждый из конденсаторов?
"Всего лишь маленький шаг одного человека, Но какой огромный шаг всего человечества".
Неил Армстронг
Урок 54/36. ТРАНЗИСТОР. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУПРОВОДНИКОВ.
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учеников с устройством и принципом действия полупроводникового транзистора и его применениями в технике. Дать представление о конкретных практических применениях полупроводников.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: транзистор на колодке, амперметр демонстрационный - 2 шт., выпрямитель ВС-24, блок питания "Практикум", диафильм "Полупроводники и их применение".
ПЛАН УРОКА:
1. Вступительная часть 1-2 мин
2. Опрос 10 мин
3. Объяснение 20 мин
4. Закрепление 10 мин
5. Задание на дом 2-3 мин
II. Опрос фундаментальный: 1. Полупроводниковый диод. 2. Светодиод и фотодиод.
Задачи:
1. Найти максимальное напряжение питания схемы с полупроводниковым диодом и резистором нагрузки 100 кОм, если обратный ток 150 мкА, а допустимое обратное напряжение на диоде не должно превышать 100 В?
2. На рисунке 1 приведена вольтамперная характеристика полупроводникового диода.
Диод подключен последовательно с резистором сопротивлением 1 кОм к источнику тока с ЭДС 5 В, внутренним сопротивлением которого можно пренебречь. Найти силу тока в цепи и напряжение на диоде.
3. Во сколько раз изменится мощность, выделяемая в цепи на рисунке 2, при перемене полярности на клеммах. Считать напряжение на клеммах постоянным, диоды идеальными, сопротивление резисторов R1 = 10 Ом, R2 = R3 = 5 Ом.
4. Имеется полупроводниковый диод, в котором сила прямого тока связана с приложенным напряжением соотношением I = 0,01·U2 (I - в ампере U - в вольтах). Этот диод последовательно с резистором сопротивлением 100 0м подключен к батарее с ЭДС 15,75 В, внутренним сопротивлением которой можно пренебречь. Найдите тепловую мощность, выделяющуюся на нелинейном элементе.
Вопросы:
- Почему обратный ток диода зависит от температуры?
- Почему светодиод в фонаре экономичнее лампочки накаливания?
- Каковы основные преимущества светодиода перед лампочкой накаливания?
III. Транзистор типа р – n - р. Изобретение транзистора (1947 – 1948 годы) повлекло за собой переход человечества на новую ступень – в постиндустриальное информационное общество. Образование р - n - переходов на границе областей с разными типами проводимости.
|
|
Объяснение принципа работы транзистора на основе механической модели. Какие потенциалы по отношению к эмиттеру необходимо подать на коллектор и базу транзистора для того, чтобы в цепи эмиттер-коллектор мог существовать электрический ток?
А если на базу транзистора подать положительный по отношению к эмиттеру потенциал? Демонстрация принципа работы транзистора (схема с общим эмиттером). Вывод: Изменяя потенциал базы по отношению к эмиттеру можно управлять током в цепи эмиттер-коллектор и даже прекращать его совсем (транзистор закрыт).